С 4 ноября во Владивостоке проходит Международный джазовый фестиваль. Это один из самых известных джазовых фестивалей на Дальнем Востоке России и одно из важнейших музыкальных событий дальневосточной столицы. На протяжении 19 лет в нем наряду с приглашенными звездами джаза принимают участие и приморские исполнители. Корреспондент PRIMPRESS пообщался с яркой и харизматичной вокалисткой из Приморья – Василисой Макаровой.
– Василиса, расскажите, пожалуйста, что для вас джаз? Как состоялось ваше знакомство с ним? Что вас в нем привлекает?
– Мое знакомство с джазом произошло в 2006 году, когда я поступила на факультет эстрадно-джазового вокала в Хабаровский колледж искусств. У меня не было цели научиться петь именно джаз или стать джазовой певицей. Я настолько не знала, что такое джаз, что даже не имела понятия о свинге, чем вызывала подтрунивания со стороны старшекурсников. С пяти лет я обучалась лишь классической музыке, а эстрадный жанр всегда был развлечением, которое было доступно в свободное от Баха и Шопена время. Джаз был для меня задачей, которую надо решить, загадкой, которую нужно разгадать. Я купила много пустых CD-дисков, раздала их старшекурсникам с просьбой записать на них любой джаз, который у них есть. Слушала эти диски с утра до вечера, пела со всеми музыкантами, которые давали такую возможность. Безусловно, у меня были преподаватели, которые отвечали на мои вопросы, расширяли мой музыкальный кругозор и обучали вокальной технике. Без них мой путь оказался бы куда сложнее и дольше.
– Какими навыками должен обладать музыкант/вокалист, для того чтобы исполнять джаз?
– Музыканту любого жанра необходимо понимать, как устроена музыка. Обладать знаниями сольфеджио, гармонии, истории музыки, владеть навыком игры на как можно большем количестве инструментов. И конечно, развивать технику вокала (если мы говорим о вокалисте). Но всего этого недостаточно, если внутри нет истории, которой хочется делиться со слушателем.
– Кто сегодня слушает джаз? Бытует мнение, что это люди постарше, а молодежь все-таки тяготеет к новым жанрам популярной музыки.
– Джаз – это просто название жанра, чтобы людям было удобно классифицировать музыку с помощью слов и по определенным признакам. На самом же деле джаз, как и любой другой жанр, постоянно миксуется с остальными. И нет никакой правдивой статистики, кому и что больше нравится. В популярной музыке джаза тоже хватает. Если говорить о традиционном направлении джаза, то дело просто в настроении и атмосфере. Музыка всегда должна быть «в тему». Люди любого возраста могут в разные моменты жизни углубиться в джаз или в любой другой жанр.
– Насколько, на ваш взгляд, джаз сложен для восприятия обычным человеком, немузыкантом?
– Все зависит не от жанра, а от исполнителя, насколько музыкант сам заинтересован в том, чтобы слушатель понял его мысль. К сожалению, иногда музыканты намеренно делают свою музыку «слишком сложной» для восприятия кем бы то ни было, кроме него самого. Знаете, у Шостаковича и Бетховена отнюдь не простая композиция. И тем не менее, даже ничего не понимая в классической музыке, вы слушаете, и что-то внутри происходит, может, не до конца понятное, но потрясающее. Вот так и должно быть. С джазом то же самое.
– Можно ли сказать, что для знакомства с джазом необходима в каком-то смысле духовная зрелость? Какой жизненный опыт должен быть за плечами, чтобы понимать эту музыку?
– В какой-то момент я осознала, что необязательно что-то «понимать». На определенном этапе становится ясно, что «понять» музыку умом вообще плохая идея. Скажу одно: чтобы играть и петь на сцене, нужно иметь чувства и стать уязвимым в эмоциональном плане. Позволить себе душевно открыться перед слушателями, перед незнакомыми людьми. Отдать всю свою энергию, чтобы наполнить ею зрительный зал. Да, для этого нужно иметь определенный жизненный опыт, но зачастую нужно просто быть честным и знать себя. Иногда это дано от природы, иногда это путь длиною в жизнь. Слушателю же нужно прийти на концерт непредвзятым и просто поддаться настроению. Если все сходится – происходит магия.
– Какое место, по вашему мнению, джаз занимает в России? Все-таки джаз исторически – это негритянская музыка, а русская музыкальная культура – это несколько иные ритмы.
– Да, все жанры имеют историческое и ментальное начало. Безусловно, джаз, который исполняют афроамериканцы, отличается от европейского и российского джаза особенной беззаботностью, жизнерадостностью и философией позитива. Но русский человек склонен немного эмоционально усложнять. И это нормально. На мой взгляд, джаз как жанр с максимально свободными границами может развиваться в любой стране, успешно подстраиваясь под менталитет ее жителей, что, собственно, и происходит в России.
– Российскому джазу 100 лет. Чем он, на ваш взгляд, отличается от джаза в Европе и США в контексте тенденций развития? Можно ли говорить о том, что популярность джаза в России будет расти или все-таки джаз – это музыка не для широких масс?
– Любая музыка будет развиваться. Джаз – это не что-то отдельное, что может умереть. Будут ли музыканты играть, а люди слушать традиционный джаз еще через сто лет – предсказать невозможно. Да и не нужно. Музыка рождается прямо сегодня, исходя из контекста обстоятельств этого дня. Я склонна воспринимать 100-летие российского джаза не как этап в его развитии, а как момент радости за свою причастность к деятельности множества великолепных артистов. Может, через год мы все резко начнем играть техно, например, или что угодно. Главное – честно и качественно. Музыка останется музыкой для меня.
– Джаз в Приморье – это что-то особенное?
– Джаз – это теплое и дружественное открытое сообщество, в котором нет каких-либо разделений. Как владивостокские музыканты играют друг с другом, с таким же успехом и теплом мы играем с московскими и петербургскими коллегами. Мы можем даже при знакомстве ничего друг о друге не спросить. Все становится понятно, когда начинается музыка.