Почему молодые люди все чаще приходят в сферу ресторанного обслуживания, но не уходят и не ищут «что-то получше»? Многие ответят: «Выносить тарелки с едой гостям и мило улыбаться, что еще нужно знать для этой нехитрой профессии». А многие, кто хотя бы день работал в общепите, знают, что не все так просто. Корреспондент PRIMPRESS Анна Шамова решила познакомиться с работой сети ресторанов японской кухни и узнать нюансы этого ремесла.
Стажером быть и легко, и сложно одновременно, когда только приходишь в коллектив, первые три дня ты постоянно у всех на подхвате, то есть заполняешь station – это станции для официанта, где лежат постановочные тарелки, приборы и посуда для комплиментов. Все должно блестеть и никаких разводов!
Сеть заботиться о качестве обслуживания своих гостей, поэтому с самого первого дня вас научат правильно здороваться, вежливо отвечать на стандартные вопросы гостей и быть внимательным к деталям. Официант следит не только за чистой и аккуратностью своего внешнего вида, но и своего рабочего места. Так, гости никогда не должны оставаться среди пустых и грязных тарелок, при этом еще и искать официанта по залу.
Тренинг от старшего официанта.
Как только гость садится, то или по сетке, или по живой очереди ребята решают, кто берет столик. На количество людей готовят приборы и комплименты. Самая важная встреча – это первая, то есть официант подходит, здоровается и предлагает гостям зеленый чай и теплые салфетки для рук. В японской культуре – «осибори», но из-за непривычной ассимиляции в России их знают как «ошибори».
Как только вы сдаете 6 шагов обслуживания, вам можно подойти и принять свой первый заказ. Шесть шагов – это основа, туда входят правила: приветствия, выноса комплимента, принятия заказа, методы продаж, ухода за столиком и провода гостей.
Первый стол просто незабываемый, потому что как раз-таки забываешь весь алфавит, когда подходишь к людям. Мои первые гости оказались достаточно лояльными ребятами, заказали два супа и два вида роллов, которые, конечно же ,я перепутала, ничего не уточнила и подходила к ним еще два раза, чтобы не угостить за свой счет. Да, именно угостить, ошибаться может оказаться дорого, потому что система уже выдает чек на кухню, где моментально начинается работа, но, чтобы такого не произошло, со стажером всегда ходит наставник и следит за правильностью действий.
Поздравление сотрудников с днем рождения!
К счастью всех новичков, как правило, в общепите очень дружные команды, иначе просто невозможно качественно работать. Старшие официанты и менеджеры тебя постоянно консультируют, выручают и отвечают на вопросы. В этом деле лучше задавать много вопросов, чем испортить вечер гостям, которые отдадут всю негативную энергию обратно.
Со временем становится легче, запоминаешь меню по названиям, но для лучшего качества работы надо как можно быстрее выучить составы блюд. Это будет на руку и самому официанту, и гостю. Люди, страдающие аллергией, будут знать, что в конкретном блюде может быть опасный для них компонент. А официант увеличит свою ставку за час.
Конечно, всем интересно цена вопроса: в сети известных японских ресторанов стажеры получают 110 рублей в час, однако если сдать меню и аттестоваться, то ставка поднимается до 130 рублей и плюс процент от продаж. Кто быстро считает, прикинул примерный заработок и может сказать: «Да это же легкие деньги!». Могу поспорить: 8–14 часов на ногах и в постоянном контакте с людьми, которые, к слову, все разные и требуют индивидуального подхода такое себе развлечение. Ситуацию спасает только коллектив и любовь к работе, потому что иначе там не продержаться долго.
Чаепитие после рабочего дня.
Я провела там ровно месяц, и после увольнения была тоска, а с кем говорить, кому улыбаться и делать день лучше. А как же посидеть в лифтовой и пообсуждать, как долго готовят сегодня салаты? Все это затягивает, да и приятно получать чаевые, которые, кстати, у каждого свои, за улыбки людей и что ты просто умеешь быть вежливым. За месяц работы я получила примерно 30-35 тысяч рублей, это хороший дополнительный заработок для студента, но стоит уточнить, что это и не было в ущерб обучению в университете.