2017-02-15T11:37:54+10:00 2017-02-15T11:37:54+10:00

Бремя собственника: налог на имущество бьет по экономике

Большая часть предприятий в Приморском крае уплачивает налог по максимальной ставке

15 февраля 2017, 11:37

Фото: Анна Миронова
Фото: Анна Миронова | Бремя собственника: налог на имущество бьет по экономике

Фискальное бремя государства перемещается в сторону увеличения нагрузки на собственников недвижимости. Последствия чего пока еще не ощутили физические лица, но чувствуют крупные предприятия, сообщает деловой еженедельник «Конкурент».

Большая часть предприятий в Приморском крае уплачивает налог по максимальной ставке — 2,2% от балансовой стоимости имущества. Исключением являются резиденты ТОР и СПВ в первые годы деятельности, организации социально-культурной сферы, которые содержатся за счет бюджетов края и муниципальных учреждений, и некоторые другие льготные категории, допустим, рыбохозяйственные предприятия, инвестирующие в строительство флота на приморских верфях. Что касается административно-деловых и торговых центров, они в последние годы уплачивают налог исходя не из балансовой, а из кадастровой (близкой к рыночной) стоимости имущества. В конце 2016 г. в список недвижимости, облагаемой от кадастровой стоимости имущества, добавлены жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств организаций.

Бюджетообразующий

Налог на имущество организаций является одним из основных, и значение его для бюджета Приморского края трудно переоценить. В 2010 г. он составлял 3,54 млрд руб., или 9,3% от собственных налоговых и неналоговых доходов региональной казны. В 2016 г. это уже 9 млрд и 13,3% от собственных доходов. В проекте бюджета-2017 по данному виду налога запланировано собрать 9,136 млрд руб., что составляет 13,7% от собственных доходов бюджета края.

«Платежи по налогу на имущество для предприятий за последние годы значительно выросли, — указывает председатель комитета по бюджетно-налоговой политике и финансовым ресурсам ЗС ПК Галуст Ахоян. — Раньше огромный завод платил 300–400 тыс. рублей в год, теперь — миллионы. Этот вид налога особенно обременителен для производств, которые не зарабатывают деньги, а только инвестируют в развитие. В кризисных условиях, когда прибылей нет, вы должны платить с того, что строите. 2,2% — очень немало, учитывая, что в США — около 1%. На конкурентоспособности наших предприятий это отражается негативно. На мой взгляд, разумнее увеличить ставку налога на прибыль, чем налог на имущество. Предприниматели теряют сейчас либо в перспективе основные средства, на которых могли бы зарабатывать и приносить налоги в казну».

Представители бизнеса согласны, что налоговая политика государства не способствует инвестиционным планам. Владимир Шагойко, генеральный директор «Приморского ГОКа»: «Налог на имущество платишь вне зависимости от того, получает ли предприятие прибыль. Для нас это 14 млн рублей в год».

Заместитель генерального директора по экономике и финансам ПАО «ВМТП» Леонид Звягинцев сообщил «К»: «Доля налога на имущество в общей сумме всех уплачиваемых ВМТП налогов выросла с 4,15% в 2014 г. до 5,17% в 2016 г. Какими будут ставки налога и кадастровая стоимость имущества, подлежащего налогообложению, в 2017 г., предсказать невозможно. Но, учитывая тенденции последних лет, мы можем однозначно сказать, что налоговая нагрузка на ВМТП (и большинство других предприятий края) в ближайшие годы увеличится».

По словам пресс-секретаря ОА «Центр судоремонта «Дальзавод» Анатолия Сердюка, «последние три года предприятие работает с прибылью, и незначительное увеличение налога на имущество не сказывается критично на экономике завода».

Наследие СССР

Правительство решает проблему дефицита бюджета, и логичным ходом является повышение налога на имущество. Страдают, прежде всего, предприятия, которые получили в наследство с советских времен огромные производственные и складские помещения. Строго говоря, содержание таких помещений экономически не обосновано. Но куда деваться? Продать недвижимость, даже с большим дисконтом, сейчас непросто. Площадей, сдаваемых в аренду, избыток, и здесь цены тоже падают.

«В правительстве вместо того, чтобы рационализировать государственные расходы, пошли легким путем повышения налогов, — считает доктор экономических наук Александр Латкин. — Но, во‑первых, рост ставок может способствовать тому, что предприятия будут «прятаться» от налога. Во-вторых, у многих предприятий размеры имеющихся площадей экономически не обоснованы, достались по наследству в переходный период. На моей памяти, с большими проблемами столкнулся в свое время «Дальгидроспецстрой», который содержал на балансе много зданий. Когда пришлось уплачивать налог на имущество, предприятие было разорено. Знаю малого предпринимателя в Находке, который жил и не тужил благодаря приватизированному вовремя имуществу. В один прекрасный момент помещения обложили налогом, и пришлось закрываться. Куда деваться, допустим, заводу «Изумруд», если повышают налог на имущество? Арендную плату за помещения, которые сдают предприятия, тоже бесконечно наращивать не получится, особенно сейчас, в кризис».

Генеральный директор «Руспасифик Групп», кандидат экономических наук Юрий Сиваченко считает: «Для предприятий, которые владеют большими объемами зданий и сооружений, любое изменение ставки налога на имущество в сторону повышения «больно бьет». Если мы хотим, чтобы на Дальнем Востоке люди брали и строили, надо очень осторожно относиться к налогу на имущество».

Впрочем, как указывает Латкин, представители малого бизнеса давно сориентировались в обстановке и экономят на помещениях: «В советское время вы приходили в парикмахерскую в просторный зал, где трудились несколько мастеров. Сейчас чуть ли не на головах друг у друга сидят. Оптимизация».

Место под солнцем

Эксперты напоминают, что любое увеличение налогового бремени вызывает, помимо снижения конкурентоспособности производителя, еще и повышение стоимости его товаров и услуг для потребителя. «Особенно в невыгодном положении оказываются предприятия ВПК, — говорит генеральный директор ОАО «Дальприбор», президент регионального объединения работодателей «Конгресс промышленников и предпринимателей (работодателей) «Приморье» РСПП Роман Титков. — Ценообразование в ВПК происходит по инструкции Минобороны РФ, имеет минимальную норму рентабельности и формируется на 1–3 года вперед. Минобороны расплачивается с предприятиями по фиксированным ставкам, рентабельность производства ограничена. Исполнитель гособоронзаказа не может повышать цены, закладывать издержки в стоимость продукции. Если в этот период вводятся новые налоги, тарифы, пошлины, то на величину их роста уменьшается рентабельность. А значит, сокращаются программы развития предприятий. В настоящее время чаще именно предприятия ВПК имеют большие производственные площади, доставшиеся в наследство с советских времен, наполняют их в рамках выполнения «майских указов» президента современным оборудованием, технологиями, специалистами».

Существуют и другие результаты. Повышение имущественного налога губительно для неэффективного собственника, но в целом приводит к оздоровлению экономики.

«Многие предприниматели обладают активами с 1990-х годов и живут, сдавая помещения в аренду, — отмечает генеральный директор ООО «Эколос-ДВ» Алексей Бурдюк. — Бесконечно повышать ставки аренды невозможно. Если мы увеличим налог на имущество, то будем «выжимать» из бизнеса тех, кто живет за счет ренты».

Александр Абрамов, профессор кафедры математических методов в экономике Школы естественных наук ДВФУ: «Для конкретного предприятия и его собственников любое повышения налогов означает снижение прибыльности. Соответственно, в краткосрочной перспективе ничего хорошего. Однако увеличение налога на землю и имущество производится в рамках государственной политики и имеет цель стимулирования экономики. Если вырос налог на землю и существующее производство становится нерентабельным, значит, собственник вынужден переносить его в другое место, освобождать землю для более эффективных предприятий. Если у вас неэффективные здания и сооружения, изношенное оборудование, то, чтобы оставаться «на плаву» при росте налога на имущество, вам придется затащить на предприятие инвестиционные проекты, новое оборудование, осуществить переход к выпуску продукции, допустим, от второго к третьему переделу. Вопрос в том, чтобы повышение налога было обоснованным в рамках границ конкретной территории».

Новости партнеров

Новости (Бизнес)