2017-05-08T10:33:36+10:00 2017-05-08T10:33:36+10:00

«Все радовались, особенно мы, детвора голодная», – воспоминания приморцев о войне

Редакция PRIMPRESS продолжает собирать истории и фотографии тех, кто застал Великую Отечественную

8 мая 2017, 10:33
Анна Миронова

Фото: pressfoto.ru
Фото: pressfoto.ru | «Все радовались, особенно мы, детвора голодная», – воспоминания приморцев о войне

Корреспонденты PRIMPRESS собирают истории, рассказы и воспоминания о Великой Отечественной войне от фронтовиков, их детей и внуков. Все воспоминания мы объединили в проект «Память», который будем продолжать вести долгие годы.

Один из рассказов, который отправил нам читатель, посвящен памяти его родителей, переживших страшную войну.

«Война в наш дом в деревне Батарея Брестской области пришла на второй день ее начала. 23 июня по дороге прогрохотали немецкие танки. В этот день начало формироваться партизанское сопротивление. Учитывая то, что отец хорошо знал польский, украинский, все местные диалекты, прекрасно ориентировался на местности в любое время суток, ему была поручена работа связного со всеми партизанскими отрядами, белорусским, украинским и польским подпольем.

На фронт отец попал в июле 1944 года, после освобождения нашего района от оккупантов. Он был направлен Березовским военкоматом на обучение и формирование 731-го стрелкового полка 201-й стрелковой дивизии в город Козельск. После завершения формирования 201-я дивизия была направлена на Первый Белорусский фронт, которым командовал маршал К.К. Рокоссовский.

На фронте отец также выполнял обязанности связного, посыльного, подвозил боеприпасы и т. д. Он был человеком очень дисциплинированным и ответственным. Рассказывал такой случай. Командир дивизии поручил ему подобрать подходящее место для расквартирования дивизии перед наступлением. Это была уже польская территория. Прибыв в заданный район, отец обнаружил там большое скопление войск, а с машины перед войсками выступает генерал. Он стал пробираться к машине поближе, чтобы уточнить обстановку. Оказавшись у самой машины, был схвачен охраной. Началась возня, на которую обратил внимание маршал К.К. Рокоссовский и спросил: «В чем дело?» Отец, будучи взволнованным, обратился к К.К. Рокоссовскому на польском языке: «Пане генерале...» Рокоссовский наклонился к нему и спросил: «Цо, цо... Што, што?» Рокоссовский был поляком и хорошо знал родной язык. Все в недоумении. Маршал и солдат спокойно, мирно объяснились, все уточнили. Отец остался выполнять поручение, а войска отправились на фронт. Вот так я услышал эту историю из уст отца.

30 апреля 1945 года в пригороде Берлина отец с Антоном Журичем, земляком, подвозили снаряды артиллеристам. Проезжая через мост, машина попала под артиллерийский обстрел. Оба солдата были ранены. Антону Журичу оторвало ногу, отец был забит по пояс в болото головой вниз. Был признан убитым. Когда убитых стали хоронить, то обнаружили, что отец подает признаки жизни. Его срочно самолетом от правили в Белосток (Польша), а затем в Москву. Он был жив, но без сознания, без имени и фамилии.

В конце мая 1945 года наша семья получила похоронку на отца, фронтовое фото и письмо, залитое кровью. Его смерть подтвердил и вернувшийся домой без ноги Антон Журич. А в августе 1947 года вся наша семья вместе с мамиными сестрами убирала маленькую послевоенную полоску ржи. По зернышку насобирали, посеяли. И вот первый маленький и безмерно дорогой урожай. Какие надежды на него возлагались... Все радовались, особенно мы, детвора голодная, босая безотцовщина.

Мамина младшая сестра Анна подняла голову и увидела, как из леса идет женщина с красным крестиком и ведет за руку солдата. Это наш отец возвращался с войны домой. Мама потеряла сознание. Мы, дети, все взрослые были в растерянности. Трудно было поверить, что с «того света» вернулся отец.

А получилось вот как: в Москве профессор Филатов им занимался, восстановил слух, зрение, залечил 12 трещин на голове, восстановил память.

С первых послевоенных дней отец взялся за налаживание мирной жизни. Коротко хочу сказать: он был человеком на редкость выносливым, трудолюбивым, заботливым, исключительно внимательным к семье и людям, очень добрым, нежадным, мастеровым. Никогда не курил, не пил. Мы, дети, очень многое взяли от него.

Награды отца: два ордена солдатской Славы (II и III степени), орден Великой Отечественной войны, медали. Прожил он 92 года.

Моя милая матушка, Марина Никоновна. Очень нелегко ей пришлось в военное лихолетье. Работала на партизан: свивала подрывные шнуры, пекла хлеб, готовила пищу, стирала белье, бинты, чинила одежду, выхаживала раненых – и заботилась о своей семье. Несколько раз она собственноручно копала могилу своим четверым детям под дулами полицаев с одним вопросом: «Где муж?» Все вынесла, выстрадала. Дала нам жизнь и сберегла ее».

 

Новости партнеров

Новости (Общество)