2017-05-29T16:51:58+10:00 2017-05-29T16:51:58+10:00

Тротуары, которых нет: пешеходы маневрируют между машинами и заборами

В некоторых районах Владивостока пешеходные дорожки и тротуары попросту не предусмотрены планом

29 мая 2017, 16:51
Екатерина Измайловская

Фото: Александр Потоцкий
Фото: Александр Потоцкий | Тротуары, которых нет: пешеходы маневрируют между машинами и заборами

Владивосток – город автомобильный, и вся городская среда здесь проектируется в основном для удобства автовладельцев. Но вот неблагоустроенные пешеходные зоны могут доставить массу неудобств не только пешеходам, но и водителям.

Согласно ПДД РФ, тротуар — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном. Также, согласно официальным документам, тротуары предназначены исключительно для пешеходов, парковка и проезд автомобилей по ним запрещены. Исключение – транспорт коммунальных и дорожно-эксплуатационных служб, и то лишь в случае выполнения соответствующих работ.

Но на деле мы сталкиваемся с совершенно иной ситуацией. Машины припаркованы на тротуарах, некоторые автомобилисты объезжают пробки по пешеходным дорожкам. И это далеко не самые серьезные проблемы, с которыми ежедневно сталкиваются пешеходы Владивостока.

Одна из проблем нашего города – это отсутствие тротуаров как таковых. Горожанам часто приходится выходить на проезжую часть, чтобы добраться до дома или места работы. Но опять же, если пешеходная дорожка отсутствует возле дома, здесь автомобильное движение хоть и есть, но все же не очень активное, да и сами автомобилисты знают о том, что в этих местах много пешеходов. Совсем другая ситуация складывается, когда человеку приходится выйти на проезжую часть с оживленным движением. Такая «прогулка» может стать крайне опасной для жизни и здоровья. И самое печальное в этой ситуации то, что в нашем городе очень много мест, где тротуары просто не предусмотрены планом. Почему же так происходит, ведь, казалось бы, люди ходят везде?

«Тротуары проектируются в том случае, когда вдоль дороги с одной либо с двух сторон есть жилые дома. А там, где гаражи, офисные здания и другие нежилые постройки, пешеходные дорожки в план не входят», - прокомментировал архитектор Валентин Аникеев.

Другой архитектор, Иосиф Эйдис, смотрит на ситуацию с совершенно другой стороны.

«Строгого регламента в проектировании тротуаров нет. Однако проезжая часть везде должна быть продублирована пешеходной дорожкой для обеспечения безопасности пешеходов вне зависимости от того, есть жилые дома возле проезжей части или нет.

Ярким примером может послужить улица Шевченко, которая начинается за улицей Маковского и идет до Шаморы. После появления двухуровневой развязки магистраль стала довольно нагруженной, но тротуара вдоль этой дороги нет по определению. Да его там и негде построить. Обочина вдоль дороги очень узкая, для него просто нет места. Вот пешеходы и выходят на проезжую часть. К тому же на этом участке дороги нет освещения, поэтому появление человека на дороге становится неожиданным и для водителей. Кроме того, отсутствие тротуаров является нарушением Градостроительного кодекса РФ, который имеет силу федерального законодательства и нарушение которого  влечет административную, а то и уголовную ответственность».

А вот еще несколько примеров подобных нарушений. На улице Жигура рядом расположены офисы сразу нескольких компаний, а вот тротуара возле них нет. Чтобы добраться до автобусной остановки, сотрудникам, у которых нет личного транспорта, приходится выходить на проезжую часть, движение по которой довольно активное.

«У меня нет личного автомобиля, поэтому с работы и на работу приходится добираться на общественном транспорте. Особенно затруднительна дорога домой, ведь от нашего здания до самой автобусной остановки тротуара нет. Вот и приходится лавировать между припаркованными на обочине автомобилями», - рассказала Екатерина, сотрудница одной из расположенных в этом районе компаний.

Достаточно часто жители Владивостока сталкиваются и с отсутствием тротуаров возле жилых домов. Одним из таких примеров стала улица Пихтовая. Несмотря на то что жилые дома есть, пешеходные дорожки возле них отсутствуют. Пешеходы здесь делят обочину с припаркованными автомобилями либо выходят на проезжую часть. Но самое печальное в сложившейся ситуации то, что в этом районе находятся школа и детский сад, так что здесь часто можно встретить детей, идущих на занятия по проезжей части.

«Я несколько раз чуть не попала под машину зимой. На льду автомобили заносит, а пешеходных дорожек как таковых нет. Вот и приходится идти, так сказать, рискуя жизнью и здоровьем, по проезжей части», - поделилась местная жительница Светлана.

Однако некоторых автовладельцев безопасность пешеходов не волнует.

«Лучше бы проезжую часть расширили, чем тротуары делали», - говорит автолюбитель Дмитрий.

Действительно, проезжая часть на Пихтовой довольно узкая, встречным автомобилям на ней разъехаться довольно трудно. К тому же маневрам мешают припаркованные на обочине машины. Вот и получается, что пешеходы страдают из-за отсутствия тротуаров, а автовладельцы – из-за узкой проезжей части.

Вторая проблема, с которой сталкиваются владивостокские пешеходы, – стройки, заборы которых зачастую «съедают» часть тротуара. По всем правилам застройщики не имеют права забирать часть пешеходной дорожки либо полностью загораживать ее забором. В таком случае строители просто не получают разрешения на проведение работ. Но в нашем городе эти правила частенько нарушаются.

Лишились тротуара из-за стройки жители улицы Кирова. Строители огородили забором пешеходную дорожку, объяснить свои действия они отказались.

«Приходится нам ходить на работу и с работы по проезжей части, а когда эта стройка закончится, неизвестно», - рассказала местная жительница Галина.

Еще одной бедой для пешеходов Владивостока стало расширение проезжей части. По современным стандартам ширина дорожной полосы увеличилась, соответственно, шире стала и вся проезжая часть. Часто из-за этого тротуары становятся настолько узкими, что пешеходам практически невозможно разойтись, и, опять же, приходится выходить на проезжую часть. По словам Иосифа Эйдиса, это также является серьезным нарушением строительных норм:

«Минимальная ширина одной полосы тротуара – 75 сантиметров. Но, чтобы людям спокойно разойтись, на пешеходных дорожках должно быть минимум две полосы. Но даже этого очень мало: если навстречу будут идти две пары или люди с детскими колясками, то им в любом случае придется выйти на проезжую часть».

Есть у тротуаров краевого центра еще одна проблема – за их состоянием не всегда следят. Особенно это бросается в глаза в историческом центре Владивостока. Через наш город проходит большой поток туристов из стран Азии, и что же видят иностранцы, когда выходят на прогулку по городу? Разбитую брусчатку и ямы. Мало того что это выглядит некрасиво, но может стать и причиной травмы.

На сегодняшний день очень неприглядный вид имеют пешеходные зоны на улице Светланской в районе остановки транспорта «Лазо» и на Океанском проспекте рядом с Покровским парком.

В мэрии сообщили, что по улице Светланской в этом году планируется капитальный ремонт дороги с демонтажем трамвайных рельсов. Также будет приведен в порядок и прилегающий к проезжей части тротуар. По Океанскому проспекту будут проводиться аварийно-восстановительные работы как на проезжей части, так и на пешеходной зоне.

 

Новости партнеров

Жизнь региона