2017-06-23T10:20:58+10:00 2017-06-23T10:20:58+10:00

Никита Лапердин: «На балалайке можно даже метал играть»

Балалаечник-контрабасист - о народном творчестве, музе и «чисто русской душе»

23 июня 2017, 10:20
Анна Федорова

Фото: Из личного архива Никиты Лапердина
Фото: Из личного архива Никиты Лапердина | Никита Лапердин: «На балалайке можно даже метал играть»

Сегодня, 23 июня, во всем мире празднуют Международный день балалайки. Идея этого праздника родилась у президента Российского клуба музыкантов-народников Дмитрия Белинского, а впервые День балалайки отметили в 2008 году. Корр. PRIMPRESS побеседовал с балалаечником-контрабасистом приморского ансамбля «Озорники» Никитой Лапердиным, который развеял миф о том, что русский народный инструмент пригоден только для народного творчества.

- Никита, расскажи, как ты начал играть на балалайке?

- Мой отец привел меня в музыкальную школу, когда мне было 13 лет. Там я начал учиться играть на классической гитаре, но позже меня перевели в оркестр народных инструментов со словами:«Все! Будешь на балалайке-контрабасе играть!» Поначалу я опешил, а потом мне это даже понравилось. Как объяснил мне мой руководитель, это примерно то же самое, что быть басистом, только в твоих руках еще плюс одна струна.

Окончательно я слился с этим инструментом воедино через год, когда из ансамбля (я тогда еще в нем не играл, а только учился в музыкальной школе «Звонница») неожиданно перед самым концертом ушли балалаечник и контрабасист. Заметив меня с балалайкой-контрабасом, руководитель ансамбля Сергей Токарев решил меня проверить: дал мне партию и сказал, чтобы на следующей репетиции я ее сыграл. А я даже и понятия не имел, что нужно делать. Однако не сдался и полностью разобрался с этим заданием. Кстати, спустя годы шеф сказал мне, что если бы я не выучил эту партию, то в группу бы меня не приняли. Сейчас в коллективе я не то чтобы уважаемый человек, я скорее весельчак!

- Окончив школу, ты продолжил заниматься музыкой?

- Да, я подал документы в музыкальное училище, только не окончил его. На третьем курсе я понял, что учеба мне надоела. К слову, до сих пор за моими плечами всего девять классов школы. Но меня это как-то особо не беспокоит. Кому какое дело до моих знаний и корок, подтверждающих окончание учебных заведений? Я занимаюсь любимым делом, и мне этого достаточно.

- Балалайка только для народных жанров?

- Все это миф. Любой инструмент всегда для души. На балалайке можно и метал играть! У нас в городе даже группа своя была, правда, меня оттуда два раза выгоняли по личным причинам.

- А в каком жанре ты играешь?

- На балалайке-контрабасе я играю только русские народные песни. Но для себя могу сыграть Агату Кристи, к примеру.

- Не пытался создать что-то свое?

- Для того чтобы создать свое, нужна муза – у меня ее нет. Сколько ни старался, никак не получается сочинить собственное музыкальное произведение. Скажем так, я не стихоплет и не композитор, поэтому дорога для меня в этом направлении закрыта.

- Было ли у тебя желание сменить музыкальный инструмент?

- Еще до того момента, как мир музыки поглотил меня, я поступал в музыкальную школу на пианино. Мне тогда было 11 лет – слишком поздно для этого инструмента. Экзамен я кое-как сдал на тройку, и преподаватели сказали, что мне лучше уйти. А я и так собирался это сделать.

- Изначально ты учился игре на гитаре. Сложно было перестроиться на балалайку-контрабас?

- На самом деле нет. Это те же самые басы, абсолютно идентичные первые три струны. Было сложно заново переучиваться. А одновременно петь и играть для меня было нереально трудно.

- Это правда, что через пару десятков лет балалайка перестанет существовать? Популярна ли она сейчас?

- Неправда. Балалайка – это чисто русская душа. Наш народный инструмент! Если на улице будет стоять человек с гитарой, а мимо него пройдет другой, играющий на балалайке, то за народником побегут толпой.

Конечно, она популярна! Когда у нас в городе праздники, я постоянно выступаю со своим ансамблем на площади и вижу кучу приморцев, у которых глаза горят во время нашей игры. Все особенно удивляются моей балалайке-контрабасу, потому что ее размеры для людей нечто нереальное.

Все привыкли думать, что балалайка – это небольшой инструмент, который легко держится в руке. Но при виде меня и моего музыкального товарища все просто открывают рты и начинают расспрашивать: «Что это?», «Как это называется?».

- Что значит для тебя музыка?

- Все. Музыка – неотъемлемая часть души. Лично мне она помогает жить. Даже когда у меня все плохо, я прихожу на репетицию, и мы вместе с моим ансамблем начинаем петь, так сразу спокойно становится, легко. Это чувство не передать словами.

- Планируешь ли ты преподавать игру на балалайке?

- Я не учитель, но однажды мне доводилось давать уроки своей знакомой. Кстати, это именно тот случай, когда ученик превзошел своего учителя. Я ей показал азы, а она сама уже начала копать глубже, разбираться во всей этой рутине. В общем, теперь она играет лучше меня.

- Помимо ансамбля, ты играешь на гитаре в переходах Владивостока. А смог бы ты вместо гитары использовать балалайку?

- Дело в том, что у меня нет своей балалайки. Инструмент, с которым я выступаю, мне одалживает друг. Если бы она была у меня, то конечно же! Только лучше в переходах выступать не с балалайкой-контрабасом, а с примой – она меньше по размеру и практичнее. Думаю, это будет интересно!

Новости партнеров

Интервью