2018-01-24T07:00:25+10:00 2018-01-24T07:00:25+10:00

Владивостокская крепость: овощебазы и шиномонтаж в памятнике ЮНЕСКО

Новые объекты военных укреплений выставлены под сдачу в аренду

24 января 2018, 07:00
Алена Теплова

Фото: Лебедева Наталия
Фото: Лебедева Наталия | Владивостокская крепость: овощебазы и шиномонтаж в памятнике ЮНЕСКО

Еще 60 объектов Владивостокской крепости выставлены в качестве свободных для аренды на сайте администрации города, сообщает PRIMPRESS. Все они принадлежат к разным фортам, имеют разную площадь, разное состояние и разную удаленность от центра города. Объединяет их огромная историческая ценность: Владивостокская крепость – крупнейшая в мире, а кроме того, единственная в России внесенная в список уникальных исторических памятников ЮНЕСКО морская крепость.

Ни для кого, хоть немного знакомого с историей столицы Приморского края, не секрет, что город в принципе появился и строился благодаря необходимости создания форпоста на Дальнем Востоке. И крайне важной ступенью для реализации этой задумки было создание Владивостокской крепости: гармонично встроенного в рельеф инженерного чуда, сыгравшего существенную роль в развитии города. Окончательный проект, отличавшийся от всех используемых в то время, сложился в 1910 году (он преобразил и существенно усилил крепость, созданную в конце XIX века). Тогда же крупный отечественный военно-морской теоретик Николай Кладо писал: «Приморская крепость, которой за всю войну не придется сделать ни одного выстрела из-за того, что неприятель будет считать для себя невыгодным вступить с ней в состязание, наилучшим образом исполнит свою задачу». Так и вышло: крепость вышла настолько грандиозной, что во время Русско-японской войны ей не пришлось сделать ни одного выстрела. Впрочем, орудиям не довелось вступать в бой и в дальнейшем.

К сожалению, Владивостокская крепость была достроена лишь на две трети, а в советские, перестроечные и наши годы ее лишь разрушали. В 90-х существенная часть орудий была распилена на металл, а при подготовке к саммиту АТЭС через одну батарею проложили дорогу, а другую использовали как склад для щебня и других стройматериалов. Сейчас специалисты спорят о том, что лучше всего сделать с крепостью и в чьи руки ее отдать, но сходятся во мнении, что подходить к вопросу необходимо системно. В частности, не обойтись без оценки объектов с учетом их экскурсионной привлекательности. Так практически заброшенные развалины получат шанс стать достойной приманкой для туристов со всего мира. Представить, как этой цели добьются десятки разносортных арендаторов, невозможно.

Владимир Калинин, действительный член Общества изучения Амурского края Приморского краевого отделения Русского географического общества, заместитель председателя и председатель военно-исторического клуба «Владивостокская крепость», один из авторов книги «Крепость Владивосток» и четырехтомника «Владивостокская крепость»: «У бывшей администрации города нет абсолютно никакой идеи, кому и зачем она отдает крепость в аренду. Нет концепции использования, а без нее и без сдачи в аренду именно на соответствующих условиях все это не имеет смысла. Кроме того, сдача этих объектов в аренду по ценам помещений в центре города бессмысленна, и те, кто хотел бы заняться здесь туристической или культурно-просветительской деятельностью, на таких условиях сделать этого не смогут.

Аренда должна быть символической или вовсе бесплатной. А сейчас телега бежит впереди лошади. В свое время Пушкарев набрал эти объекты с непонятной целью, видимо, чтобы получить какой-то земельный ресурс для неизвестных мне целей, – все остальное было просто имитацией полезной деятельности. Необходима концепция, что город хочет видеть на объектах. К разным объектам должен быть разный подход. Я не уверен, что здесь стоит городить какую-то административную структуру, а соответствующие отделы при должном усилении, наверное, смогли бы этим заняться. Вся эта туристическая, рекреационная, культурная деятельность для держателей такого рода объектов обычно убыточна, необходимы дотации. А окупаются они за счет увеличения туристической привлекательности места, роста турпотока, прибыль идет гостиницам и так далее и оттуда поступает в город. Прибыль здесь очевидная, но косвенная и не идет непосредственным пользователям».

Если заглянуть на официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов, то окажется, что целевое назначение у объектов разное. В одном случае указывается размытое «в соответствии с аукционной документацией», во втором более конкретно: «Организация культурных мероприятий, туристско-экскурсионная деятельность, музей, офис, оказание социально-бытовых услуг, деятельность в области спорта, услуги общественного питания, склад». Даже есть оговорка: «За исключением использования объекта под склад взрывчатых и огнеопасных материалов, предметов и веществ, загрязняющих интерьер объекта, его фасад, территорию, и (или) объектов, имеющих вредные парогазообразные и иные выделения».

На первый взгляд выглядит это оптимистично – кафе, помещения для культурных мероприятий, спортивные организации… В принципе и сегодня можно найти на территориях фортов и лучно-арбалетный тир, и, как полагается, музей. Но по факту здесь может оказаться и банальная овощебаза. В помещении памятника с уникальным историческим значением… И это никого не удивит, как не удивляют те же шиномонтажки и магазинчики, привольно разместившиеся в небольших объектах крепости на территории города.

«Бывают разные случаи. Если помещение изначально было складом, например пороховым погребом, при известных обременениях его действительно можно и сейчас использовать в таком качестве. Но превращать в складские помещения великолепные форты, которые даже в нынешнем состоянии являются объектом экскурсионного показа, – безумие. Даже если бы объекты сдавались под экскурсионные цели, цены наверняка были бы неразумными. Так что вся эта деятельность не то что не полезна – вредна. Хотя, конечно, когда строения стоят без хозяина и ухода – это тоже не дело, они должны быть за кем-то закреплены», – добавляет Владимир Калинин.

Вернемся к тому самому сайту, где размещена документация на объекты Владивостокской крепости, находящиеся сейчас в ведении управления муниципальной собственности города Владивостока. Самый дорогой лот здесь – объекты форта № 3 на Седанке площадью 3,2 тысячи квадратных метров, минимальная стоимость договора составляет 2,6 миллиона рублей. Самый привлекательный (по крайней мере, на обывательский взгляд) – это батареи Тигровой с пушкой полуденного сигнала площадью 420,6 м2, минимальная стоимость составляет 300 тысяч рублей. Наиболее бюджетным вариантом, если можно так его назвать, окажутся фортификационные сооружения Назимовской батареи площадью 114,4 м², стоимость – 11,4 тысячи рублей. Все эти лоты объединяют пятилетний срок аренды и общее обременение «памятник истории и культуры, объект культурного наследия». Кто станет арендаторами этих укреплений и фортов, что станет с этими исторически важнейшими площадями – пока неизвестно.

А вот что касается батарей и фортов в качестве объектов экскурсионного показа – это ведь и правда актуально даже сейчас, когда часть территорий закрыта, часть затоплена или завалена и повсеместно разграблена. Как «серьезные» туроператоры, так и частники не просто предлагают познакомить всех желающих с этой страницей истории Владивостока, но и борются за клиентуру, добавляя какие-то фишки. Легкие маршруты для школьников, индивидуальные туры на джипах, экскурсии с переводчиком для иностранцев, рассказ об объектах от автора тематической книги… При желании можно даже присоединиться к бесплатной прогулке энтузиастов. Только вот гарантии, что новые арендаторы позволят продолжать такое наглядное знакомство с продуктом гения инженеров Российской империи, нет ровно настолько же, насколько нет и уверенности в том, что объекты будут действительно бережно приведены в порядок.

Новости партнеров

Жизнь региона