2018-08-30T17:18:26+10:00 2018-08-30T17:18:26+10:00

Угольный контроль. Перевалка открытая, а общение с народом порой закрытое

30 августа 2018, 17:18

Фото: Организаторы
Фото: Организаторы | Угольный контроль. Перевалка открытая, а общение с народом порой закрытое

В Приморском крае завершилась акция «Угольный контроль», организованная блогером Александром Хитровым. Общественник посетил несколько стивидорных компаний и пообщался с их штатными экологами. Далеко не все компании смогли похвастаться своей открытостью в общении.

Согласие достигнуто

Приморский блогер, фотограф и общественник Александр Хитров в этом году проводит акцию «Угольный контроль» при поддержке РИА «ФедералПресс». Цель акции – проверить, как стивидорные компании заботятся об окружающей среде и населении.

Тема угольного загрязнения в Приморье на слуху уже не первый год. Жители Находки жалуются на то, что их город со временем «становится все чернее». Ситуацию под контролем держат региональные власти – подписаны всевозможные соглашения о поэтапном прекращении открытой перевалки угля. Неоднократно на различных уровнях подчеркивалась важность контроля со стороны общественности. Людям проще своими глазами увидеть, что договоренности есть не только на бумагах. Именно с этой целью Александр Хитров и решил провести свою акцию.

Иностранные суда, отпуска и нехватка времени

Опыт проведения подобных акций у блогера есть – в прошлом году он организовывал «Топливный контроль». В этом году Хитров отправился в путь, вооружившись фотокамерой и взяв с собой оператора и журналиста РИА «ФедералПресс».

«Первым делом я разослал письма с уведомлением об акции в 14 стивидорных компаний, расположенных на территории Владивостока, Находки и Врангеля. Интересное наблюдение: при необходимости доступности информации о деятельности портов у некоторых даже нет собственных сайтов. Кстати, это усложнило и поиск их контактов», – отметил блогер, подчеркнув, что немногие откликнулись сразу, большая часть по различным причинам взяла паузу, пообещав связаться позже.

«У кого-то ответственные за общение лица оказались в отпуске, кто-то сослался на долгую процедуру оформления пропусков. Однако те, кто действительно захотел принять участие в акции, быстро совершили все необходимые процедуры. В понедельник я повторно прозвонил компании, меня вновь накормили «завтраками». Изначально я анонсировал даты проведения акции – 28-29 августа. 28-го, уже отправившись в путь, я продолжал вести переговоры в надежде охватить как можно больше компаний», – рассказал общественник.

Почти сразу согласие дали Владивостокский морской рыбный порт и Восточный порт. Позднее – «Дальмормонтаж» и «Аттис Энтерпрайс». «Евраз НМТП» предложили посетить их в сентябре.

«Но я на свои средства провожу акцию и потому не могу себе позволить несколько раз прокатиться в Находку, поэтому мы были ограничены по времени. Остальные же девять компаний, по всей видимости, не горели желанием с нами пообщаться», – заключил Хитров.

«Надо быть всегда готовыми к обсуждениям и объяснениям»

Первой точкой для посещения стал Восточный порт во Врангеле – один из крупнейших стивидоров России, специализирующийся именно на перевалке каменного угля. По словам Хитрова, руководство компании достаточно быстро согласовало посещение.

«На КПП нам выписали пропуска, мы подышали в алкотестер – да, даже есть такое требование безопасности для всех без исключения работников, и нас познакомили с экскурсоводом Дмитрием. По территории передвигаются уборочные машины: каждая по своему маршруту, захватывая каждый уголок территории», – рассказал блогер.

Общественника впечатлила система орошения, которая сразу «гасит» угольную пыль, не давая ветру разносить ее по территории.

«Дмитрий пояснил, что летом эти пушки работают практически круглосуточно. Однако они не должны работать постоянно: в дождливые или сырые дни они просто не нужны. Зимой работают снежные пушки», – поделился наблюдениями Александр.

Вызвала восхищение у блогера работа вагоноопрокидывателя закрытого типа. В специальный ангар автоматически (рассчитан угол наклона рельсов) загоняются четыре вагона – по два на параллельные пути. Здесь они подхватываются оборудованием и переворачиваются, как простые ведра!

«Я стоял прямо рядом с выгрузкой. Мысленно уже попрощался с белой рубашкой... Но за счет работы вытяжки и орошения пыли нет вообще! Также Дмитрий показал нам и систему очистки отработанной воды. Тут все понятно – проходит она через множество фильтров (наглядно все это можно будет посмотреть в нашем итоговом видео). У причальной стенки нам показали чистоту морской воды – я ее, конечно, на вкус не пробовал, но на вид была прозрачной», – написал блогер.

Во время посещения специалист компании отметил: ответственные стивидоры всегда открыты и готовы к общению с людьми.

«Не будет компаний – не будет города»

На второй день акции блогер вновь начал прозванивать компании – ощутимых результатов это не принесло. По словам Александра, он решился просто на удачу заехать в одну из компаний. Случайный выбор пал на «Восточно-Уральский терминал».

«В приемной, представившись, спросил у секретаря: как же так, звоним-звоним, а обратной связи нет? Оказалось, что их московское руководство по какой-то причине не отправило наш запрос в Приморье. Однако о нашей акции знали – успели накануне прочесть в Интернете.

«Мы бы с радостью вам показали наш порт». Но звезды сложились не в нашу пользу – гендиректор был в отпуске, зам такие вопросы не решает, а штатный эколог в командировке, сообщили Хитрову.

В «Дальмормонтаже», где договоренность была заранее, участников акции встретили радушно. По территории блогера сопровождали консультант, эколог, технолог и инженер.

«Нам показали ветропылезащитный экран, водяные пушки, транспортер закрытого типа – он выдвигается аж на 56 метров! Экраны имеют высоту 8,5 метра. Обойдя по периметру территорию терминала (она не слишком большая), мы зашли внутрь объекта. Нам показали большие баки для сбора воды: здесь используют одну и ту же воду для опыления угольных куч. Вода стекает по желобам, откачивается насосами, прогоняется через фильтры и снова подается на водяные пушки», – пояснил общественник.

Представитель компании отметил, что стивидоры сами заинтересованы в соблюдении всех требований – проверок достаточно много, а сотрудниками являются местные жители.

«Экономические реалии диктуют нам выбор грузов: в свое время некоторые специализировались на перегонке автомобилей, например, а потом вынуждены были перейти на перевалку угля. Не будет компаний – потихоньку начнет исчезать и город. Яркий тому пример – Партизанск, где после закрытия шахт местное население столкнулось с тотальной безработицей. У нас, кстати, немало сотрудников оттуда», – заявил собеседник блогера.

«Негатив выливается на всех»

На территорию «Аттис Энтерпрайс» участников акции, к сожалению, не пустили – не успевали согласовать пропуска. Однако представители компании выразили готовность встретиться рядом с портом и побеседовать.

«Эколог, сначала стеснявшаяся камеры, но потом привыкшая, очень долго рассказывала про компанию, про пушки (их оказалось 12 на относительно небольшой участок), защитные экраны, новые автомобили для уборки территории. Также нам рассказали и о том, что компания активно участвует и в социальных проектах – вставляет окна, даже переселила один дом, который находился в непосредственной близости от терминала, проводит экскурсии», – написал Александр Хитров в блоге.

«Да, открытость угольных компаний очень важна. Важно их общение с населением, тесное сотрудничество. Правильно нам сказали в одной компании, что угольное производство – это пыльное производство. Не существует терминалов, которые на нет сводят выброс угольной пыли в воздух, – это попросту невозможно. Но возможно минимизировать этот показатель. Собственно, мы и хотели увидеть, кто и как выполняет эти требования», – поделился наблюдениями блогер.

Круглосуточный фонтан

Участники акции «Топливный контроль» планировали посетить Владивостокский морской рыбный порт еще вчера, но из-за отсутствия нормальной дороги из Находки общественники приехали поздним вечером.

Площадка ВМРП универсальная, и перевалка угля происходит только на одном причале, 46-м, практически под мостом, соединяющим центр города с районом Чуркина.

«Как и положено, первым делом нам выдали каски, выписали пропуска – причем в окне, где мы их получали, хотели взять 100 рублей за пропуск. Звучит смешно, но во многих портах работает такая система. Экскурсию нам проводил главный инженер предприятия Анатолий Юшин», – рассказал блогер.

Анатолий Юшин продемонстрировал способы орошения угля (здесь работают водяные пушки даже зимой – в холода их заливают горячей водой). Зону перевалки ограждает 25-метровый ветро- и пылезащитный экран.

«Во время нашего посещения на территории велись работы по строительству отдельного строения, которое позволит открытую перевалку превратить в закрытую, срок реализации проекта – до 2020 года. В планах компании строительство очистных сооружений», – написал Хитров в социальных сетях.

«Может, слышал, но не слушал»

Один из представителей ВМРП отметил особенность некоторых людей, на которую обращали внимание и в Восточном порту, и в «Дальмормонтаже»: слышать, но не слушать. Речь идет о готовности стивидоров общаться с местными жителями, разъяснять им происходящие процессы, успокаивать в случае необходимости.

Блогер выразил сожаление, что не все стивидорные компании захотели принять у себя акцию.

Более детально об акции Александр Хитров намерен рассказать на пресс-конференции, которая состоится завтра, 31 августа, в 14.00 в гостинице Azimut (зал «Берлин») по адресу: ул. Набережная, 10.

Новости партнеров

Образ жизни