2016-07-27T10:41:14+10:00 2016-07-27T10:41:14+10:00

Аэронавты Приморья: небесные исследователи на дирижаблях и воздушных шарах

Корр. «К» рассказал о выдающемся воздухоплавателе из Приморского края

27 июля 2016, 10:41

Фото: Газета «Конкурент»
Фото: Газета «Конкурент» | Аэронавты Приморья: небесные исследователи на дирижаблях и воздушных шарах

Деловое еженельное издание «Конкурент» снова окунает своих читателей в историческое прошлое Приморского края. На этот раз корр. «К» решил рассказать о забытой профессии людей, покорявших небесные просторы задолго до появления тяжелых летательных аппаратов, - аэронавтах.

Аэронавтика во Владивостоке появилась в связи с началом Русско-японской войны 1905 г. В первых числах мая 1904 г. в одной из мастерских владивостокского военного порта команда специально отобранных нижних чинов и мастеровых под руководством инженер-капитана Постникова приступила к строительству самодельного воздушного шара. Работы производились в обстановке совершенной секретности из-за опасений японской агентуры.

Оболочка шара

На Западе военные аэростаты были уже обычным явлением. С них велась дальняя разведка вражеских объектов, осматривались минные заграждения, корректировался артиллерийский огонь. Но на Тихий океан военное ведомство ни одного аэростата еще не прислало, и потому командир Владивостокского отряда крейсеров контр-адмирал Иессен приказал решить проблему собственными силами.

Однако отсутствие материалов и неопытность строителей привели к тому, что оболочка шара оказалась испорченной. Тем не менее 24 июля 1904 г. аппарат, названный «Эсперо», первый раз поднялся в воздух. На следующий день был совершен первый свободный полет и спуск на поверхность моря с помощью миноносца. Впоследствии после нескольких подъемов «Эсперо» все же отправили на один из воинских складов.

На смену «Эсперо» во Владивосток поступил первый серийный аэростат с одной оболочкой шара и кислотными газодобывающими аппаратами, а вместе с ним и команда из 20 нижних чинов. Они также поступили в распоряжение Постникова, который был назначен заведующим морским воздухоплавательным парком во Владивостоке. В ноябре база его была переведена на полуостров Эгершельд.

В 1904 г. воздухоплаватели совершили 49 змейковых подъемов и один свободный полет. Мичман Гудим, лейтенант Алексеев, зауряд-прапорщик Вагнер, инженер-механик Берг, прапорщик Кованько стали первыми аэронавтами из Приморья. В начале апреля 1905 г. в город прибыла крепостная воздухоплавательная рота, а с ней змейковый аэростат, 21 оболочка, лебедки, компасы, газохранитель, якоря различных систем. К концу июня 1905 г. парк уже состоял из шести офицеров, одного кондуктора, 103 нижних чинов и юнги. До 5 ноября 1905 г. ими было совершено 145 подъемов и семь свободных полетов. В том числе до озера Ханка и урочища Новокиевское (ныне Краскино).

Полеты на аэростатах были не спокойной воздушной прогулкой, а довольно рискованным мероприятием: гондола с наблюдателями под напором воздушных масс качалась как вместе с аэростатом, так и относительно него, при этом качка могла по силе сравниться с морской. Поэтому наблюдателей для аэростатов тщательно подбирали и обучали, ибо от них требовались устойчивость к «морской болезни», смелость, знание парашюта и, конечно же, умение вести разведку на территории противника, выявлять его огневые и другие средства, управлять артиллерийским огнем. Бывали случаи, когда профессиональных летчиков, поднявшихся в воздух на привязном аэростате, укачивало до безобразного состояния. В случае воспламенения водородный аэростат к тому же вспыхивал тысячеградусным факелом и сгорал в течение 30 секунд…

А однажды, например, полет на аэростате чуть не стоил жизни и самому Постникову: когда он совершал облет местности на сферическом аэростате, то был принят за японского лазутчика и оказался под винтовочным огнем своих войск в течение восьми минут. Чтобы подняться повыше над своими войсками, Постников должен был сбросить часть балласта.

Поклонник эсперанто

Первый аэронавт Владивостока был довольно интересной личностью, на которой стоит остановиться подробнее. В 1895 г. Постников женился на женщине на 16 лет старше себя, бывшей супруге капитана охраны царя, в связи с чем должен был оставить карьеру в академии и перевестись на учебу в военно-воздухоплавательную школу. 1 августа 1895 г. ему присвоили звание поручика.

В октябре 1897 г. Постников с отличием окончил воздухоплавательную школу, а через два года, в июне 1899 г., — также успешно — военно-инженерную академию. Вскоре он был повышен в звании до штабс-капитана и, имея квалификацию преподавателя по основам фортификационных сооружений, переведен на службу в корпус военных инженеров и чуть позже в должности младшего инженера-строителя был направлен в порт Владивосток.

Вскоре по прибытии во Владивосток Постниковы построили дом на холме под сопкой на бывшей Лазаревской улице (ныне этот дом № 99 в несколько измененном виде существует уже на Пушкинской улице). В течение шести лет этот дом был не только местом жительства, но и местом активной общественной деятельности Постникова. На наружной западной стороне его была нарисована большая зеленая звезда на белом фоне — символ языка эсперанто (международный язык, искусственно созданный на основе использования грамматических и лексических западноевропейских элементов), который Постников выучил в Петербурге и развивал его уже во Владивостоке. Поэтому и первый созданный им аэростат и носил такое странное название — «Эсперо». Здесь он открыл первое общество эсперантистов в Азии и его отделение в Камень-Рыболове. Постников вскоре стал гласным городской думы и был награжден орденом Святого Станислава третьей степени.

С началом Русско-японской войны капитан-инженер Постников был вызван в командный пункт Владивостокского отряда крейсеров к контр-адмиралу Иессену для консультации по поиску затонувших барж и других объектов под водой. После встречи по особому распоряжению Постникову поручается проектирование и строительство сферического аэростата в кратчайшие сроки, т. к. ожидать поступления готовых аэростатов из столицы ввиду тяжелой военной обстановки было невозможно. Аэростат был спроектирован в течение нескольких часов, и для его материального воплощения была срочно набрана команда из 15 портных.

Капитан-инженер Постников назначается командиром Первого военно-морского воздухоплавательного отряда. Это подразделение состояло из 20 матросов, аэростата объемом 400 кубических метров, полевого водородного генератора и 20 матросов. Первый запуск аэростата был произведен 25 мая 1904 г. На следующий день он испытывался в свободном полете. С этого времени до ноября 1904 г. отряд под командованием Постникова занимался тренировками, экспериментами по производству водорода, поиском и обнаружением затонувших мин, наблюдением за акваторией моря вблизи Владивостока в дневное и ночное время и установкой телефонной связи между аэростатом и кораблем, ведущим аэростат как бы на буксире. К сожалению, сферические аэростаты ввиду сильного ветра в окрестностях Владивостока оказались не очень подходящими средствами поиска затонувших объектов, поэтому было решено срочно выписать из Германии аэростаты типа «Змей». Первое испытание их было произведено 24 ноября 1904 г. Новые аэростаты доказали свою пригодность для охоты за минами и кораблями противника.

8 августа 1905 г. капитан Постников был официально переведен в Адмиралтейство, и за хорошую службу в качестве командира Первого военно-морского воздухоплавательного отряда ему было присвоено звание подполковника. После прекращения военных действий Постников сосредоточился на научных исследованиях и работах по укреплению Первого военно-морского воздухоплавательного отряда, подготовил подробную программу его развития. В 1906 г., оставив службу, Постников эмигрировал в Америку.

Что потом?

Долгое время воздухоплавание на Дальнем Востоке было предано забвению. В советское время, однако, мир охватил энтузиазм дирижаблестроения. Планировалось даже пустить регулярный рейс дирижабля Москва — Новосибирск и дальше на Владивосток. Однако дирижабль В-6 при первом экспериментальном полете в Архангельск врезался в гору, и весь экипаж погиб, похоронив и идею рейсов Москва — Владивосток. Тем не менее над советским Дальним Востоком, совершая трансконтинентальные перелеты, в 1926 и 1929 гг. пролетели дирижабли LZ-127 и «Норвегия» со знаменитыми Нобелем и Амундсеном на борту.

Новый толчок владивостокской аэронавтике вновь дала война. Великая Отечественная. С началом войны в СССР было определено 1000 постов воздушного заграждения в 23 городах. Там же значился и Владивосток, охрану которого с воздуха было поручено нести 72-й морской бригаде.

Новости партнеров

Образ жизни