2016-09-16T20:40:15+10:00 2016-09-16T20:40:15+10:00

Генпрокуратура РФ направила в суд резонансное дело, касающееся Сахалина и Приморья

Заместитель Генерального прокурора России Виктор Гринь направил в суд уголовное дело о хищении денежных средств у владельца «Тихоокеанского Внешторгбанка»

16 сентября 2016, 20:40

Фото: primrep.ru
Фото: primrep.ru | Генпрокуратура РФ направила в суд резонансное дело, касающееся Сахалина и Приморья

Как сообщает пресс-служба Генеральной прокуратуры РФ, заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Виктор Гринь утвердил обвинительное заключение по уголовному делу в отношении Владимира Гостева, Юрия Некраша, Владимира Сулименко, Валерия Михеева, Сергея Морозова, Владимира Заречнева, Сергея Орлова и Сергея Лежебокова. В зависимости от роли и степени участи они обвиняются совершении преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 291.1 УК РФ («Посредничество во взяточничестве, совершенное в особо крупном размере»), ч. 3 ст. 30 и ч. 4 ст. 159 УК РФ («Покушение на мошенничество»), п. «б» ч. 3 ст. 163 УК РФ («Вымогательство») и ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество»), сообщает PRIMPRESS со ссылкой на «Приморский репортер».

Дело происходило на Сахалине и в Москве, но имеет и некоторое отношение к Приморскому краю. По версии следствия, в конце октября 2013 года собственник ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк» Николай Кран (уголовное преследование в отношении него прекращено в связи со смертью) попросил своего партнера по бизнесу Гостева и начальника службы безопасности банка Некраша найти в Москве высокопоставленных должностных лиц, которые могли бы оказывать покровительство ему лично, кредитной организации, и для предотвращения возможных негативных последствий для своего бизнеса передать для них денежное вознаграждение. Для справки: Николай Кран был одним из самых известных людей на Сахалине, владел 99% акций «Тихоокеанского Внешторгбанка», считался одним из успешных и богатых предпринимателей Сахалинской области. Действуя по поручению и в интересах Крана, Гостев и Некраш в качестве посредников привлекли Сулименко, Константина Уварова (находится в розыске), Михеева и президента ООО «ЧОП «Альтенатива-М Холдинг» Морозова.

Стать посредником в передаче более 1 млн долларов США в феврале 2014 года согласился также председатель правления Международного общественного фонда «Правопорядок-центр» Заречнев, который таким образом пытался похитить денежные средства Крана. Кроме того, летом 2014 года Кран, желая избежать уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов, поручил Гостеву и Некрашу дать взятку высокопоставленным должностным лицам. Действуя по поручению и в интересах банкира, последние предложили Орлову стать посредником в этом.

В июле 2014 года Орлов провел переговоры со своим знакомым сотрудником ФСБ России Лежебоковым, который согласился принять участие в этой схеме и получил 700 тысяч долларов США. При этом намерений выполнить обещанное у него не было.

Уголовное дело направлено в Московский гарнизонный военный суд для рассмотрения по существу.

Но это, скажем так, «сухой официоз». По факту же следствием установлено, что вся история берет начало в 2013 году, когда Сахалин посетил президент Владимир Путин, которому среди прочего доложили о проблемах, возникших при строительстве четвертого энергоблока Южно-Сахалинской ТЭЦ-1. Об этом в материале «Губернатора сдали за генерала ФСБ» от 26 июля 2016 г. рассказывает газета «Коммерсант». Разобраться с проблемами ТЭЦ-1 поручили сотрудникам сахалинского УФСБ, которым руководил Игорь Стручков – ныне руководитель УФСБ по Приморскому краю. В ходе оперативно-разыскных мероприятий сахалинские контрразведчики установили, что махинации совершали руководители фирмы-подрядчика строительства — ООО «Сахалинская компания «Энергострой». Под подозрение попал Николай Кран, а также еще целая группа предпринимателей «меньшего калибра». Судя по всему, предприниматели решили опередить ход «органов» и отправить в Москву около 1,3 миллиона долларов для решения вопроса о переводе генерала Стручкова в другой регион с Дальнего Востока или на новую должность. Посредниками в столице в передаче денег, согласно выводам участников расследования, вызвались стать бывший полковник ФСБ Константин Уваров (уволился в 2012 году) и сын высокопоставленного сотрудника этой же спецслужбы Валерий Михеев.

Вот что пишет «Коммерсант»: «В конце зимы — начале весны 2014 года с Сахалина через счета фирм-однодневок им были переведены деньги. После этого посредники начали поиск людей, которые могли бы поспособствовать в смещении начальника областного УФСБ. Они провели ряд встреч с несколькими бывшими и действующими офицерами ФСБ, среди которых оказался и полковник управления «М» центрального аппарата спецслужбы Владимир Заречнев. Как откомандированный сотрудник (в КГБ-ФСБ он прослужил около 40 лет, имеет ряд наград, включая орден «За личное мужество») он возглавлял в качестве президента некоммерческую организацию «Международный общественный фонд «Правопорядок-центр». Фонд был создан еще в 1994 году с основной задачей оказывать помощь семьям сотрудников правоохранительных органов, погибших при исполнении служебного долга. По некоторым данным, сначала посредники просили главу фонда оказать им помощь в решении вполне законных вопросов — найти покупателей на принадлежащие Николаю Крану акции порта, а также проконсультировать его по проблемам, связанным с возможным отзывом лицензии у ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк», где он был крупным акционером. И уже после завели речь о смещении генерала Стручкова. По данным «Ъ», полковник Заречнев заявил, что может только доложить своему руководству о якобы имевшихся нарушениях со стороны Игоря Стручкова, если ему представят подтверждающие это документы. После этого посредники, ранее обещавшие щедрые пожертвования для семей погибших чекистов и пограничников, пропали. Тогда, по данным следствия, с Сахалина в Москву был направлен еще один транш — теперь $700 тыс. Деньги самолетом в столицу доставил компаньон Николая Крана Сергей Орлов. В аэропорту его встретил подполковник из спецназа ФСБ, который взял сумку с деньгами и несколько дней хранил ее у себя на работе. Потом доллары решили передать крупному чиновнику, который вызвался «решить вопрос» с начальником УФСБ. Однако во время переговоров сумка с деньгами исчезла из автомобиля, оставленного в центре Москвы.

Между тем о событиях вокруг генерала Стручкова стало известно сотрудникам центрального аппарата ФСБ, которые установили наблюдение как за сахалинскими коммерсантами, так и за чекистами, с которыми они проводили встречи. В начале сентября 2014 года по собранным ими материалам старший следователь по особо важным делам при председателе СКР генерал-майор Сергей Чернышев возбудил уголовное дело, Николай Кран и его предполагаемые сообщники — начальник службы безопасности Юрий Некраш, а также бизнесмены Владимир Гостев и Сергей Орлов — были задержаны, а затем и арестованы Басманным райсудом.

В рамках расследования этого дела при изучении записей телефонных переговоров всплыла фамилия полковника Заречнева, об общении с которым позже рассказали в удобной для себя интерпретации Константин Уваров и Валерий Михеев. Они утверждали, что сотрудник ФСБ якобы угрожал им в ходе встреч. Правда, сами они вскоре скрылись от следствия, когда выяснился еще один предполагаемый эпизод их преступной деятельности — они передали $100 тыс. предпринимателю Сергею Морозову, родственнику члена Совета Федерации от Рязанской области Игоря Морозова – опять же, как предполагается, за помощь в «решении вопроса» с Игорем Стручковым. При этом якобы Сергей Морозов признал свою вину, пояснив, что собирался на эти деньги купить подарок одному из высокопоставленных чекистов. Полковник Заречнев был задержан в офисе фонда «Правопорядок» на Малой Бронной 30 октября 2014 года.

Несмотря на то, что Владимир Заречнев к тому времени вышел в отставку, меру пресечения ему избирал военный суд, так как предполагаемое преступление («Обещание посредничества во взяточничестве» — ч. 5 ст. 291.1 УК РФ) было совершено еще в тот момент, когда он являлся действующим офицером спецслужбы.

Генерал Стручков, кстати, несмотря на все происки недругов, продолжал служить на Сахалине вплоть до очередного повышения — в феврале 2015 года он стал начальником УФСБ Приморского края. Между тем еще в 2014 году на сотрудничество со следствием пошел сначала Юрий Некраш, а потом и сам Николай Кран. Последний помимо прочего дал подробные показания о том, что лично или через посредников передал $5,6 млн Александру Хорошавину за покровительство и получение заказа на строительство энергоблока ТЭЦ…»

Справка

Николай Кран скончался в декабре 2015 года. Остальным соучастникам преступлений грозят серьезные сроки реального лишения свободы, поскольку военная юстиция обычно относится строже к такого рода преступлениям. А для тех, кто планировал сместить Игоря Стручкова с должности это урок. Остается надеяться, что в Приморье он продолжит свою работу по декриминализации региона.

Новости партнеров

Образ жизни