2023-08-03T16:00:41+10:00 2023-08-03T16:00:41+10:00

Алексей Старичков: «У официальных кругов Китая наши инициативы и предложения вызвали широкий отклик»

Руководитель агентства международного сотрудничества Приморского края рассказал об итогах визита в Харбин

3 августа 2023, 16:00

Фото: primorsky.ru
Фото: primorsky.ru | Алексей Старичков: «У официальных кругов Китая наши инициативы и предложения вызвали широкий отклик»

В середине июня делегация Приморского края во главе с губернатором Олегом Кожемяко приняла участие в 32-й Харбинской международной торгово-экономической ярмарке. Ее участникам представилась прекрасная возможность восстановить старые и утраченные связи, а также установить новые контакты с потенциальными партнерами. Об итогах визита в Харбин корреспонденту PRIMРRESS рассказал руководитель агентства международного сотрудничества Приморского края Алексей Старичков.

- Алексей Юрьевич, как вы оцениваете 32-ю Харбинскую международную ярмарку? Какие перспективы международного сотрудничества открылись?

- Делегация Приморского края 15-19 июня принимала участие в очередной 32-й Харбинской международной торгово-экономической ярмарке. Наша делегация насчитывала более 150 человек.

Нашим партнерам мы предложили ключевые проекты инвестиционного и торгово-экономического сотрудничества. В рамках ярмарки мы провели «День Приморского края» и презентацию нашего региона. На стендах были представлены образцы товаров наших экспортеров под брендом «Сделано в Приморье». Также мы провели деловые переговоры между предпринимателями и организовали отраслевые круглые столы по инвестициям, сельскому хозяйству и логистике.

У официальных и деловых кругов Китая все наши инициативы и предложения вызвали широкий отклик. Считаю преждевременным подводить какие-то итоги, поскольку мы только инициировали ряд предложений для рассмотрения китайской стороной. Тем не менее уже проводится работа по созданию совместных отраслевых рабочих групп для более детального обсуждения проектов в области развития приграничной и портовой инфраструктуры, промышленных парков, логистики и транспорта, строительства, сельского хозяйства, спорта и туризма.

Кроме этого, с провинцией Хэйлунцзян КНР мы подготовили план реализации социально-экономических проектов до 2025 года. В сентября в рамках ВЭФ мы планируем подписать его.

- С Китаем и Северной Кореей на Харбинском форуме была достигнута принципиальная договоренность о создании в Приморье новой международной территории опережающего развития. Какие льготы будут предоставляться резидентам?

- Приморский край видит широкие перспективы инвестиционного партнерства с КНР в рамках уникальных стратегических проектов – территорий опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток. Наши зарубежные партнеры и инвесторы уже высоко оценили льготные условия ведения бизнеса. Сегодня на этих территориях реализуется 42 проекта с участием китайского капитала, уже вложено 7 миллиардов рублей. При этом объем заявленных инвестиций составляет 65 миллиардов рублей. Вместе с тем министром по развитию Дальнего Востока и Арктики была озвучена инициатива создания Международной ТОР. Ее особенностью будет действие не только российского, но и зарубежного законодательства, а ее резидентами могут стать только компании, выпускающие высокотехнологичную продукцию. Что касается льгот, то мы надеемся, что они будут сопоставимы с преференциями действующих ТОР и СПВ, а возможно, и лучше.

- На территории Приморского края работает немало китайских компаний. О каких сферах деятельность идет речь?

- Китайские компании работают в Приморье давно. Это и торговля, и туризм, и общепит, и сельское и лесное хозяйство, и логистика. Многие компании после начала распространения новой коронавирусной инфекции и закрытия границ приостановили свою работу. Некоторые компании, бизнес которых был связан с туризмом, закрылись.

С начала текущего года после открытия границ некоторые предприниматели стали возвращаться.

- Расскажите, пожалуйста, что в первую очередь интересует представителей российского бизнеса в Китае? Готовы ли китайские власти идти навстречу российским предпринимателям?

- Российский бизнес в первую очередь заинтересован наладить каналы сбыта российской и приморской продукции под брендом «Сделано в Приморье», а также обеспечить стабильные поставки для нужд промышленных предприятий тех товаров и сырья, которые у нас отсутствуют. Для некоторых приморских компаний актуален вопрос привлечения инвестиций в свои проекты и предприятия.

Если интересы российского и китайского бизнеса совпадают, то выстраиваются конструктивные деловые отношения и компании стабильно работают. Есть некоторые законодательные ограничения в Китае, например в поставках молочной и мясной продукции на китайский рынок, но мы ведем работу по снятию таких ограничений.

- Насколько вырос товарооборот с Китаем? Каков процент расчетов в национальных валютах?

- Китайская Народная Республика является главным партнером России в Азиатско-Тихоокеанском регионе и ведущим внешнеторговым партнером Приморского края. Торговый оборот между Китаем и Приморским краем по итогам 2022 года вырос на 46% и достиг 7,5 миллиарда долларов. При этом значительная часть расчетов ведется в юанях. Сложно сказать, какой это процент, но сам факт уже говорит о том, что мы постепенно отходим от использования доллара в международных расчетах.

К концу 2023 года мы планируем увеличить объем торговли Приморского края с Китаем дополнительно на 2,5 миллиарда долларов и довести общий торговый оборот до 10 миллиардов долларов.

- Алексей Юрьевич, расскажите, пожалуйста, о возможностях приграничной и портовой инфраструктуры. Есть ли потребность в их расширении?

- В части расширения торгово-экономического сотрудничества у Приморского края и приграничных провинций КНР Хэйлунцзян и Цзилинь есть огромный потенциал. Дело в том, что большое число предпринимателей и жителей края занято в приграничной торговле с КНР. Это важное направление сотрудничества. Вместе с тем есть определенные сдерживающие факторы: на данный момент приграничная и портовая инфраструктура недостаточно развита. Это показали объемы перевалки грузов, которые значительно выросли в период 2020-2022 годов. С потоком грузов, которые были переориентированы на порты Дальнего Востока и Приморского края с других направлений, наши порты справились не без труда. В этой связи необходимо развивать инфраструктуру наших портов, модернизировать перегрузочные комплексы, расширять причальные площади.

Кроме того, особого внимания требует развитие приграничных автомобильных пунктов пропуска на границе с КНР. В настоящее время они активно строятся. По планам Минтранса России они должны быть введены в работу в 2025 году. Это, безусловно, расширит возможности транспортно-логистического бизнеса по перевалке грузов и позволит в полной мере реализовать потенциал Приморья как транзитного транспортного узла между Европой и Азией.

- В сентябре во Владивостоке пройдет Восточный экономический форум. Представители каких стран планируют принять в нем участие?

- В мероприятиях форума традиционно принимают участие различные страны мира, в основном это страны – партнеры из Азиатско-Тихоокеанского региона. Кроме этого, мы ожидаем официальных лиц и представителей бизнеса из стран Латинской Америки и Африки.

Новости партнеров

Интервью