2024-08-29T11:12:03+10:00 2024-08-29T11:12:03+10:00

Александр Гаврилов: «Около 60% приморских компаний заинтересованы в повышении уровня цифровизации»

Директор по развитию продукта «Яндекс Магистрали» рассказал о ее будущем в регионе

29 августа 2024, 11:12

Фото: предоставлено А. Гавриловым
Фото: предоставлено А. Гавриловым | Александр Гаврилов: «Около 60% приморских компаний заинтересованы в повышении уровня цифровизации»

Цифровизация в Приморском крае идет быстрее, чем это было запланировано. Согласно стратегии Приморского края, к 2024 году регион должен был дойти до 70% цифровой зрелости. Но уже в начале 2023 года показывал 71%. Трансформируются социальная сфера, промышленность, бизнес наращивает эффективность. Директор по развитию продукта «Яндекс Магистрали» Александр Гаврилов рассказал PRIMPRESS о темпах цифровизации в Приморье и ее будущем.

- Как цифровизируются перевозки в Приморье?

- Приморье является воротами в Азиатско-Тихоокеанский регион, поэтому активная цифровизация происходит преимущественно в морских грузоперевозках. Но тенденция уже распространилась и на автомобильные перевозки. И с каждым годом интерес приморских заводов и предприятий к «цифре» будет только расти.

В том числе благодаря поддержке как на региональном – губернатор Приморского края открыт для инициатив, связанных с цифровизацией, так и на федеральном уровне. А также наличию российских ИТ-инструментов, которые могут закрывать практически все задачи бизнеса по аналитике, автоматизации процессов и оптимизации расходов. Это значит, что в ближайшие несколько лет заводы и предприятия Приморья смогут прийти к единым стандартам и улучшить не только свою экономику, но и всего региона.

За последние несколько лет участники рынка морских перевозок получили большой опыт взаимодействия с цифровыми системами и увидели пользу для экономики бизнеса за счет оптимизации расходов на логистику. По аналогичному пути пойдут и другие сферы логистики Приморья. Это позволит повысить эффективность отрасли и улучшить качество услуг, что способствует интеграции в международные транспортные коридоры.

- Какие задачи решают компании с помощью ИТ-инструментов?

- Все больше компаний переходят на электронный документооборот (ЭДО). Это упрощает оформление транспортных накладных, счетов-фактур и других документов. Таким образом бизнес сокращает время подготовки и снижает риск ошибок из-за человеческого фактора. Электронный документооборот внедряется во все транспортные перевозки.

Еще одно преимущество цифровых решений – это повышение безопасности движения груза. Сегодня GPS-трекеры и другие технологии позволяет отслеживать местоположение грузов в режиме реального времени, что заметно упрощает процесс и для отправителя, и для получателя, и для перевозчика. Они могут прогнозировать прибытие груза в конечную точку, снижая риск убытков из-за опоздания.

Чем лучше компания контролирует движение груза, тем быстрее сможет понять, где на длинной цепочке его перемещения произошел сбой, почему груз оказался потерян. Правильная работа с данными помогает заводам и предприятиям Приморья снижать убытки, связанные с недобросовестностью поставщика, ошибками на стороне перевозчика и другими проблемами.

Цифровизация также может снизить зависимость бизнеса от ручного труда и сократить количество пустующих вакансий. С дефицитом квалифицированных кадров на производстве сегодня сталкиваются не только в Приморье, но и по всей России. Представители государства отмечают, что применение ИИ и роботизация вместо ручного труда поможет оптимизировать процессы и перераспределить сотрудников на дефицитные позиции.

Бизнес заинтересован в инструментах для хранения данных, беспроводной связи, Big Data, виртуальной (VR) и дополненной реальности (AR), роботизации, бесконтактной оплаты и других. Поэтому с каждым годом спрос на российские технологии будут только расти. По данным «Яндекс Магистрали», экономическая эффективность заводов и предприятий после цифровизации может вырасти от 8 до 16%.

Сегодня многие приморские компании уже используют электронный документооборот, который упрощает взаимодействие между сторонами, системы мониторинга – GPS-трекеры, NFC-метки, WMS (системы управления складом), TMS (системы учета транспорта). Есть тренд на роботизацию логистики – роботы-погрузчики и беспилотные автомобили стремительно набирают популярность. В ближайшие пару лет мы увидит, как технологии будут решать еще больше проблем отрасли логистики.

Рабочие ИТ-инструменты, которые можно тестировать и внедрять, на рынке уже есть. Причем доступны они не только для крупных заводов и предприятий, но и для представителей среднего и малого бизнеса. Такая вариативность благоприятно влияет на развитие цифровизации в Приморском крае. По данным «Яндекс Магистрали», в повышении уровня цифровизации сегодня заинтересованы около 60% приморских компаний.

- С какими сложностями сталкивается цифровизация в Приморье? Как их можно решить?

- Ключевой барьер развития цифровизации транспорта и логистики Приморского края и в целом в России – низкий уровень информирования руководителей заводов и предприятий. В том числе невысокий уровень доверия к решениям, которые принимает ИИ. Благодаря освещению важных тем первыми лицами государства и поиску ответов на актуальные для бизнеса вопросы компании начинают лучше понимать ценность перехода на «цифру» не в теории, а применительно к их бизнесу.

Помимо этого, заводы и предприятия часто испытывают сложности при интеграции ИТ-инструментов друг с другом. Чтобы их не было, нужно в самом начале сформировать цели и понять, какие задачи поможет решить цифровизация и какие процессы стоит автоматизировать в первую очередь. А также изучить информацию о платформах и сервисах – выяснить, как они могут взаимодействовать друг с другом. Поэтому в Приморье все чаще говорят о единых стандартах, которые помогут избежать подобных проблем.

Приморский край долго страдал от отсутствия стабильного доступа к Интернету. Это тоже затрудняет внедрение цифровых технологий. Вопрос скоро должен решиться – например, к высокоскоростному Интернету в прошлом году подключали малонаселенные пункты на севере.

Сложностей немного, но они есть. Преодолеть их можно только вместе – с помощью государства, опытных ИТ-разработчиков и силами бизнеса. Пока сложности лишь немного замедляют развитие цифровизации в Приморье, которая неизбежна. С каждым годом все больше заводов и предприятий понимают, что экономика производства складывается из большого количества факторов и не заканчивается на самом производстве. Сегодня оптимизировать и автоматизировать нужно все, в том числе грузоперевозки.

Со временем бизнес сможет преодолевать внешние и внутренние барьеры, в результате чего логистика в Приморском крае выйдет на такой же высокий уровень цифровой зрелости, какого уже достиг сегмент морских грузоперевозок.

- Куда движется цифровизация в Приморье? Какое будущее ее ждет?

- В ближайшие годы цифровизация в Приморском крае станет более равномерной. Сегодня регион демонстрирует высокий уровень цифровой трансформации социальной сферы и крупных экономических объектов – аэропорт, морской порт.

Активно подтягиваются и другие отрасли, так как спрос на ИТ-инструменты, которые помогают бизнесу автоматизировать рутинные процессы и сократить расходы, с каждым годом только растет. Поэтому скоро цифровая трансформация затронет не только крупные компании и госорганизации, но и средний и малый бизнес.

В Приморье заинтересованы в цифровизации логистических процессов, грузоперевозок. И не только морских, но и автомобильных. Чем раньше заводы и предприятия региона перейдут на «цифру», тем быстрее получится сформировать единые стандарты, что, в свою очередь, приведет к улучшению экономики и бизнеса, и Приморья в целом.

У Приморского края есть большой потенциал для экономического роста. В первую очередь благодаря выгодному географическому положению и развитой инфраструктуре. Чтобы реализовать потенциал, региону нужно двигаться в выбранном направлении: внедрение автоматизированных систем, роботизированных решений на производстве, развитие электронного документооборота и создание единых систем обмена данными.

Сегодня государство поддерживает развитии цифровизации на самом высоком уровне. Есть российские инструменты, отвечающие запросам современных заводов и предприятий. То есть для бизнеса созданы все условия, чтобы переход на «цифру» был максимально комфортным. Это значит, что с каждым годом в этом направлении будет двигаться все больше приморских компаний.

Новости партнеров

Интервью