«Кто сказал, что мы плохо жили?!» — строчка из известной песни группы «Любэ» стала излюбленной фразой людей, чьё детство и молодость пришлись на эпоху Советского союза. Столица Приморского края — Владивосток имела в те времена особый статус.
Официально Владивосток был закрыт для иностранцев ещё в 50-х годах прошлого века. А в 1958 году въезд запретили и для советских граждан. Всё дело в холодной войне и необходимости защитить стратегический Дальний Восток.
Главную роль в решении о закрытии сыграла база Тихоокеанского флота. Здесь располагались штаб, крупные судоремонтные заводы, арсеналы и военные объекты. Помимо этого, город находится очень близко к границам с соседними странами, что делало его уязвимым для разведки. Закрытость помогала снизить риск проникновения шпионов и сбора секретной информации о военных объектах.
Вокруг Владивостока существовала невидимая, но ощутимая «стена» — строгий пропускной режим. Чтобы попасть внутрь, нужно было получить специальное разрешение — пропуск. Наличие прописки, либо приглашения от местного жителя, либо командировочные документы, либо бронь санатория и т.д.
Но вот вопрос: а не угнетало ли это владивостокцев, коих насчитывалось 35 лет назад более 600 000 человек согласно переписи? Была сплошная тоска и безнадёга, ощущение жизни за колючей проволокой? Нет, даже «за колючей проволокой» жизнь кипела не меньше, чем в других городах РСФСР.
Анна Михайловна, 82 года: «Жилось замечательно! И то, что город был закрыт, только плюсом было! Все местные, все свои. Приезжих, как сейчас принято говорить, мигрантов, не было. И преступности такой тоже не было. По улицам ходили спокойно даже ночью. Я домой возвращалась в 12 часов и не боялась, что меня кто-то где-то подкараулит».
Светлана Ильинична, 64 года: «Было очень хорошо. Вот как сейчас проблем с транспортом не было. Автобусы по городу нормально ходили. На Русский остров моста тогда не было, но зато катера ходили. Всё по расписанию, вовремя. У меня родственники на Русском жили, так с этим тоже проблем не было. Раз в год оформляешь пропуск и приезжаешь в гости».
В городе особое внимание уделялось военным нуждам — выделялись спецфонды и спецпайки, чтобы армия всегда была вооружена и накормлена. Плюс Владивосток отличался особым приморским колоритом: здесь можно было достать заграничные товары — моряки привозили японские магнитофоны, финские сапоги, корейские сладости.
Степан Васильевич, 75 лет: «Помню, как бегали с мальчишками со двора на корабли смотреть, когда те в порт возвращались. Интересно так всегда было смотреть на то, как они выгружаются и что привезли, особенно из загранки. Бывало, и нам что-то перепадало от них - конфеты или печенья какие. Моряки это сумками возили, вот и угощали ребятишек. У маминой подруги муж, дядя Коля, тоже моряк был. Помню, как-то в детстве попросил на Новый год железную дорогу. Увидел в книжке на картинке - и так захотелось себе. А где родителям её в то время было брать? Вот дядя Коля из похода и привёз мне по просьбе мамы».
А с продуктами питания проблем не было.
Любовь Кирилловна, 77 лет: «В магазин придёшь - и рыбу купишь хорошую всегда. У нас же раньше и навага, и камбала ничего не стоили! Мы и горбушу, и кету могли купить. Конечно, продуктов было мало, но мы не умирали с голоду. В очередях стояли, да, но не только же во Владивостоке эти очереди были. Так во всей стране жили, и ничего в этом ужасного не было. Зато молоко тогда копейки стоило, и сметана тоже копейки, творог. Главное - когда брали, то знали, что химии внутри никакой нет, всё натуральное, а не как сейчас. Раньше же колхозы были! Все продукты свои. Здоровье поэтому у людей лучше было».
Сейчас среди молодёжи принято считать, что советское прошлое было серым, что жить тогда было трудно. Но люди, жившие в то время, думают иначе. Одна из жительниц Владивостока рассказала, как более полувека назад обычные люди получали то, что сейчас для многих кажется роскошью — собственное жильё. Пусть не сразу, пусть и простое, но своё и бесплатное.
Анна Михайловна, 82 года: «Мы же даже квартиры получали. Бараков была, конечно, тьма. Я в бараке тоже жила, потом его снесли, дали нам квартиру. Как раз тогда хрущёвок понастроили, и до сих пор же в них живут. Строек тогда много было, и люди рады были! Очередь подошла, заселялись и жили, никаких тебе ипотек».
Вспоминая «закрытые» годы, горожане говорят, что тогда труд и стабильность были неотъемлемой частью жизни. По их рассказам, в те времена работа не была дефицитом. Напротив, за уклонение от этого занятия можно было и в колонию угодить. Владивосток с его множеством промышленных предприятий был настоящим символом трудового успеха. Громадные цеха работали на полную мощность, а коллективы гордились своими достижениями, получая стабильную зарплату с, говоря современным языком, приятными бонусами.
Екатерина Витальевна, 78 лет: «Вот таких проблем, как сейчас не было. И работа у людей всегда была. Наоборот, везде требовались рабочие руки. Тут же, во Владивостоке, кругом - одни заводы! За угол поверни - и работу найдёшь. Один только «Дальзавод» сколько выпускал, рабочих мест сколько на нём было! А «Радиоприбор»! Какой заводище был! Громадный! Я там работала. Все цеха, помещения - всё было рабочее. И тринадцатую зарплату давали, отпуска и больничные оплачиваемые были».
Отдохнуть во Владивостоке тоже можно было. Не было «Кинопоиска», но были танцы! Те самые, где можно завести новые знакомства, а главное, выгулять свой лучший наряд (ведь соцсетей тогда не было, надо было впечатлять вживую!). Да и культурная жизнь в городе с «особым» статусом на месте не стояла.
Светлана Ильинична, 64 года: «Для молодёжи дискотеки постоянно проводились, танцы их в то время называли. На Черёмуховой танцплощадка была популярная, в городе тоже. И музыка там хорошая. Бывало, с подружками после учёбы собирались, наряжались и шли на эти танцы. Старых знакомых встречали там постоянно, с новыми людьми знакомились. Так и развлекались».
Нина Алексеевна, 85 лет: «Жили весело! В полном смысле слова. Артисты часто приезжали, мы на всех могли посмотреть, всех послушать. В театры ходили и не платили такие деньги, как сейчас. Мы хоть мало получали, но позволить себе могли и в кино, и в театр сходить, и путёвку себе взять в санаторий».
Было чем заняться в свободное время и подрастающему поколению. Для детей и подростков были кружки и секции на любой вкус — большинство из них бесплатные.
Екатерина Витальевна, 77 лет: «Для детей столько всего было! И секции, и кружки спортивные, музыкальные, танцы, моделирование - всё, что хочешь. У меня сын занимался и боксом, и плаванием подводным с масками и аквалангами - ориентирование подводное. В 80-м году же Олимпиада была, сын перед этим с командой на соревнования ездил, так их за победу отправили смотреть Олимпиаду прям с трибун в Москве. Можете себе представить?»

Можем. И одновременно — не можем. Как говорится, «кто сказал, что мы плохо жили?!»