2026-02-04T17:13:47+10:00 2026-02-04T17:13:47+10:00

«Творчество надо сбывать»: как выживать молодым художникам во Владивостоке

Как превратить диплом художника в работающий проект и не остаться голодным

Сегодня, 17:13

Фото: PRIMPRESS // Алиса Ткаченко
Фото: PRIMPRESS // Алиса Ткаченко | «Творчество надо сбывать»: как выживать молодым художникам во Владивостоке

Дальневосточный государственный институт искусств во Владивостоке (ДВГИИ) – единственное место в ДФО, где молодые таланты могут стать дипломированными художниками. Вуз даёт хорошую академическую базу, но вместе с дипломом не выдаёт инструкцию, как выжить в реальном мире. Каждый год выпускники выходят на улицу Петра Великого с дипломом в руках и одним и тем же вопросом: «Что дальше?».

Автор PRIMPRESS Алиса Ткаченко поговорила с тремя молодыми авторами, которые выбрали принципиально разные пути. Локальный мерчедел, арт-универсал и резидент коммерческой галереи – это только некоторые возможные амплуа современного молодого приморского художника.


Катя Жилка: «Что будет, если скрестить дизайнера со станковым живописцем?»

Наш первый герой – это художник-прагматик, который точно знает, сколько стикерпаков с чайками нужно продать, чтобы оплатить аренду мастерской (минимально 72). Она соединила в себе, казалось бы, несоединимое: въедливый аналитический ум, базу классической живописи и дерзость уличного мерча. И главное – юмор.

Екатерина Жилина (более известная как Екатерина Жилка, или Катя Жилка) родилась в 1990 году на Сахалине, в городе Холмск (сейчас 35 – ещё молодёжь). Тяга к рисованию у Кати, как она говорит, – «гиперфиксация из детства». В три года её любимыми игрушками были пластилин и карандаши. А в первом классе она уже «штурмовала» художку в родном Холмске: педагогам пришлось делать исключение (возраст ведь не тот) и брать её по специальной рекомендации.

Фундамент заложил Сахалинский колледж искусств. Катя училась на дизайнерском профиле, где научилась главному – структурировать, стилизовать и добиваться результата.

После девушка поступила в Дальневосточную государственную академию искусств на живопись – а выпустилась уже из института в 2017. Судьба свела её с Сергеем Черкасовым в качестве наставника. По мнению Кати, именно он окончательно «сдвинул» её в сторону иллюстративности.

После вуза Катя выбрала путь фриланса, сознательно отказавшись от вступления в Союз художников. Для неё выставочная деятельность – это гора бюрократии, которая только отнимает силы, нервы и время.

«Я задавала себе вопрос: окей, я вступлю в Союз, а дальше что? В итоге я пришла к тому, что хочу денег. Моя конечная цель – чтобы я не заросла тоннами картин в мастерской. Творчество надо сбывать. Фриланс оказался понятнее и интереснее. Я ещё со школы за шоколадки рисовала, система отработана».

Её личный бренд ezhilkaaaa вырос из любви к Владивостоку.

«Ты видела, что на улице происходит? Как этим можно не вдохновиться?» – эмоционально восклицает Екатерина.

Всё началось с одной «чайки-путешественницы», которую купили ещё на молодёжной выставке. Затем появились «упоротые» персонажи и каламбуры вроде лисы, которая ест колбасу в лесу. Взрослая аудитория была в восторге.

«Когда люди видели, что у меня настолько живые вещи, они стали спрашивать какие-то иллюстрации, портреты на заказ. Но я быстро поняла, что такими темпами закончусь через месяц, совсем закончусь. Контент нужно было как-то упрощать, чтобы его могли “съесть”».

Так Катя Жилка перешла на тиражный продукт – печать открыток, потом на печать наклеек, а теперь двигается к печати плакатов. Постепенно сложилась целая вселенная мерча: стикеры, раскраски, открытки, броши, брелоки, расписная керамика, вязаные персонажи и магниты. Всё о Приморье: от достопримечательностей Владивостока до чаек, камбал, местных ядовитых растений и грибов. Её работы – это ещё и визуальные ребусы. «Токаревская кошка» (буквально в виде кошки) и «закаты в закатках» заставляют людей не просто покупать сувенир, а смеяться и разгадывать смыслы.

Обратная сторона творческой свободы – режим 24/7. Фрилансер работает, когда завтракает, и продолжает прорабатывать заказы даже во сне. О стабильном доходе Катя говорит с усмешкой. Всё завязано на сезонности: летом кормят туристы, скупающие мерч в магазинах, зимой – частные заказы, вне сезонов – арт-маркеты.

«Сто процентов искусством ты не вытянешь никогда. Нужно либо совмещать его с мерчем и иллюстрацией, либо чтобы за тебя за жабры плотно взялся галерист, который будет тебя пиарить и продавать. Тогда художник только пишет, а другой человек ищет точки сбыта», – считает Жилка.

Но наша героиня выбрала свой путь. Ей приходится быть одновременно творцом, логистом, контент-мейкером и стратегом – в общем, «крутиться, как белка в мясорубке».

«Сверхприбыльным это станет, только если масштабировать процессы без моего участия, а свои силы отдать разработке нового. А пока нужно перманентно работать как маркетолог и делать так, чтобы потребитель хотел то, что ты рисуешь».

За «красивенькими картинками», к которым выстраиваются очереди на арт-маркетах, стоит Катин «аналитический душняк». Она не выпускает продукт, пока не проведет исследование.

«Качество делают мозг и ручки. Закладывание идей – первостепенное, с чего я иду. Но если я придумала какую-то штуку, её нельзя сразу идти и продавать. Я допытываю минимум 20 человек из своей аудитории, выбираю рандомно. Смотрю, кому откликнулось, что нужно докрутить, чтобы прямо «щёлкнуло»».

В её мастерской хранятся десятки картин, но в мир выходят лишь те, что прошли жесткий внутренний фильтр и проверку аудиторией. Катя не просто рисует: она строит форму и ставит перед собой сверхзадачу – вытащить из предмета то, чего не видно на первый взгляд.

В таком бешеном темпе легко «выгореть», а зритель, по мнению Кати, моментально считывает усталость художника. Её спасение не в безделье, а в смене деятельности.

«У меня какая-то гиперфокусная затычка по поводу рисования. Когда я отдыхаю, я тоже рисую, но другое. Разница только в материале и задаче».

А материалов в арсенале художницы бесконечный список: маркеры, акварель, масло, уголь, сепия, акрил (и это не всё). Она «коллабится» с гончарами, расписывая их тарелки, или создает ватные игрушки. А когда совсем плохо – срывается на природу на пленэр.

Для такого творческого человека отдельная мастерская – жизненная необходимость. И дело не только в пространстве, но и в безопасности: некоторые лаки и краски настолько токсичны, что работать приходится в респираторе. Ну и не только в безопасности.

«Когда художник работает, это выглядит максимально неэстетично. Все эти постановочные фотосессии – обман. Мой фартук выглядит совсем неопрятно, он всегда в пятнышках краски. Если видите «радужного бомжа» в магазине – возможно, это просто художник выскочил за хлебом».

Да, Катя броска на яркие выражения, но в этом вся она – честная, настоящая, без лишней мишуры. Она готова даже спасти замерзающего на улице голубя и притащить его в мастерскую. А потом шутить, что отмораживает курицу (это произошло перед нашей встречей).

Эта же честность помогает ей в наставничестве. Корочек не даёт, но опытом делится. Катя обладает «супернавыком» объяснять сложные вещи понятным языком, заменяя слова синонимами, сколько это понадобится. Она не просто учит рисовать – подсаживает учеников на азарт познания нового.

Катя Жилка живет как художник, мыслит как художник и, кажется, просто не умеет иначе. И профессиональная реализация этого «психического отклонения», как она сама шутит, – лучшее, что могло случиться. Ведь в итоге её драйв и кайф от процесса считываются в каждой открытке, в каждом стикере с чайкой, котиком или голубем, делая их живыми и по-настоящему нужными.



Виктория Поезд: «аспирант» со скетчбуком, которому «никогда не надоест рисовать»

Вика – это «тихий локомотив» современного приморского искусства. В отличие от тех, кто делает ставку на быстрые продажи, она выбрала путь долгого, почти бесконечного обучения. Ей 28, а она всё ещё студент. Сегодня она редкий для Приморья пример художника, который не остановился на специалитете, а пошел на ступень выше – в ассистентуру-стажировку (художественный аналог аспирантуры).

Поезд – это не псевдоним, а реальная фамилия польского происхождения, которая в итоге стала брендом и метафорой большого пути. Почти на каждой картине Виктория оставляет подпись «поезд» и рисует маленький паровоз.

Смеётся: «Друзья всегда дарят сувениры и пряники в виде поездов. Проводники вообще довольны: всегда шутят, что Поезд едет на поезде».

Девушка родилась в 1997 году в портовом посёлке Ванино Хабаровского края. Творческий путь начался в 10 лет с художественной школы. Но учить перспективу маленькой Вике не хотелось, поэтому занятия бросила.

«Рисовала свои аниме и пробовала, как все дети, всё подряд. И спорт, и гитару. В итоге в 15 вернулась в художку. Это было поздно, меня закинули во второй класс, и я даже не успела закончить пятилетку до 18. Дали маленький дипломчик и сказали: „Иди, после поговорим“».

Она пошла: сначала в Приморский краевой художественный колледж к Евгению Макееву-старшему, затем в ДВГИИ к Александру Енину. В прошлом году закончила специалитет и по рекомендации преподавателей поступила в СГИИ им. Хворостовского в Красноярск: там находится ближайшая от Владивостока ассистентура-стажировка для художников.

Виктория этакий «арт-универсал». Пока многие художники ищут свой единственный стиль, она пробует всё. В вузе она пишет отличные академические полотна, а в свободное время экспериментирует и придумывает своих странных персонажей. Работы выкладывает в соцсетях: группу ВК начала вести как «дневничок самореализации» ещё в 15 лет, а сейчас там уже 10 тысяч подписчиков.

«Я не смогла выбрать между „мультяшками“ и классической живописью, поэтому решила делать и то, и другое. Это невозможно разделить».

Вика любит искажать формы и подчёркивать изъяны героев – щербинки между зубами, кривые клыки, веснушки и родинки, ведь они создают характер. В итоге получаются какие-то многорукие монстрики. С богатой фантазией даже сплетённая из растений косичка под её стилусом превращается в «болотную девочку» (это называется «хуманизацией»).

«Иногда на этапе наброска линия ведёт не туда, и кажется, как будто нога продолжается. Так смотришь: а что бы не оставить? А что бы не сделать из неё руку? А что бы не добавить ещё одну? А я жадная! В итоге оставляю всё сразу».

Смелый подход оценили профессионалы: одна из таких её работ стала афишей прошлогодней молодёжной выставки в Союзе художников «Каскад бифуркаций». А её новых «монстриков» можно увидеть уже сейчас на выставке «Где начинается море».

Вика вообще активно участвует в разных событиях и поддерживает любые инициативы. При этом сама девушка считает себя «не сильно пробивной», признаваясь, что многие проекты находят её через друзей в художественном сообществе. Сейчас на её счету участие в 33 выставках (одна из них – персональная), а также опыт создания уличных мозаик, муралов и книжных иллюстраций.

В 2023 году она вошла в проект «Метацентры», став его самой молодой участницей. Евгений Макеев (Нован), сын её преподавателя из колледжа, порекомендовал тогда ещё студентку института искусств куратору проекта искусствоведу Юлии Климко. В итоге мурал по её эскизу «Бумажный кораблик», созданный при консультации монументалиста Нована, украсил фасад девятиэтажного дома в Трудовом. Роспись Вика выполняла вместе с художником Дмитрием Лучининым.

За внешней легкостью «затейницы» стоит суровая дисциплина и бытовая скромность. Жизнь Вики – это череда общежитий, к которым она давно привыкла. У неё нет личной мастерской, поэтому старенький ноутбук и графический планшет – верные спутники.

«Я не фанат цифровой живописи. Просто мне удобно. В общаге с кучей людей складировать работы не получается, а навык накапливать надо. А в диджитале получается отработать те же проблемы, что и на холсте: месяц могу рисовать одну работу, выстраивая композицию, подбирая цвета и вылепливая формы».

Вся неделя Вики расписана по часам. С утра она трудится на полставки в художественной школе, на выходных преподаёт онлайн в студии анимации, а в остальное время учится и рисует в одиночестве в большой мастерской при вузе. Она всегда поступает на бюджет, а иначе «это что-то тяжёленькое было бы». Платное образование вместе с покупкой красок, холстов и подрамников – ноша, которую не потянуть без ущерба для самой учёбы.

Иногда от такой нагрузки становится морально тяжело:

«Бывает, какую-то ловишь грустинку, надоело... Нет, рисовать мне никогда не надоест. Надоело, например, учиться. Сколько можно ходить на пары? Надоело жить в общежитиях, всё-таки хочется свой дом».

Но потом художница вспоминает о своей цели, перебарывает грусть и идёт по жизни дальше. Она верит в простую истину, которой учили её мастера: «С хорошим навыком художник голодным не будет». Поэтому активно оттачивает мастерство и наращивает связи, состоя в Молодёжном отделении Приморского Союза художников и планируя вступление во «взрослый» Союз.

Вике не важно первично «продаться». Прежде всего, для неё искусство – жизненная необходимость. Даже скетчбук носит всегда с собой.

«Когда была в колледже, думала, порисую и пойду на юриста, как говорили мои родители. Но со временем так стала обожать эти все пленэры, постановки, что теперь жить без рисования не могу. У меня руки чешутся и настроение портится, если долго не рисую. Даже если буду как Ван Гог искать последние деньги на краски, буду жить так, но всё равно рисовать».

А куда это дальше приведёт? «Куда-нибудь дойдётся».



Роман Мартынов: «Секрет успеха? Нужно работать много»

Этот художник – самый титулованный из нашей тройки. Ему нет тридцати, а он уже член регионального Союза художников и резидент Art Object Gallery, чьи работы попадают в частные коллекции Москвы и Китая. Он не верит в музу, зато верит в ежедневный труд и мифы коренных народов.

Роман родился в 1996 году в Уссурийске. Путь в искусство начался стандартно – с детской художественной школы. Выбор профессии, по его словам, был «осознанно-неосознанным», но крайне прагматичным.

«Думал об архитектуре, но почувствовал: это не тот вариант. Цифры, математика не самый мой сильный аспект. К тому же я не хотел брать на себя такую ответственность, вдруг моё здание рухнет на кого-нибудь. Поэтому решил: буду рисовать и никому точно вреда не принесу», – с иронией вспоминает Роман.

Путь в профессию начался с Приморского краевого художественного колледжа (2012–2016), где его наставником была Анна Голованова. Он не разменивался на подработки, считая, что в этот период нужно только учиться и развивать навык.

Такая стратегия принесла плоды уже на втором курсе ДВГИИ и привело к счастливой встрече с основательницей Art Object Gallery Анастасией Варсановой (наиболее известная как Настя Art Object). Тогда она только начинала пробовать себя в арт-менеджменте.

«У нас была общая знакомая, которая рассказала обо мне. К тому моменту я как раз сделал первые творческие работы, и Насте они прямо очень понравились. Уже 8 лет сотрудничаем. Конечно повезло, что нашёлся такой человек во Владивостоке, который умеет с арт-сферой работать».

С того момента Роман стал жить только за счёт своих картин. В 2022 году он окончил институт (мастерская Натальи Попович), а уже в 2023-м вступил в региональное отделение Союза художников России. Правда, к статусу относится без пафоса: «Вступил – лишним не будет. Когда куда-то едешь, удостоверение даёт бесплатный вход в музеи, это очень бережёт бюджет».

Сейчас Роман стабильно продаёт минимум по одной картине в месяц. Цены варьируются от 100 до 500 тысяч рублей, а самая дорогая продажа на данный момент составила 350 тысяч рублей. В прошлом году ушло 18 картин.

«Я уже не думаю, продастся или нет. Но последние два года продажи идут регулярно. Понятно, что это нестабильная история. Но в этой нестабильности уже появляется некая стабильность».

Художник видит перспективы, поэтому сейчас все силы бросает только на творчество. Роман не пишет на заказ (за исключением редких авторских копий своих же работ) и не идёт в преподавание. Видел по своим наставникам, как много времени это отнимает, что на свои работы его почти не хватает.

В багаже Мартынова уже более 40 выставок, включая две крупные персональные – «Миллионка» и «Земля огня». Его живопись – это смесь модерна, символизма и глубокого краеведения. Он исследует дореволюционный Владивосток, легенды единственного чайна-тауна Российской империи и культуру коренных народов Дальнего Востока. Использует только большие холсты и всегда сам натягивает их на подрамники, которые из-за внушительных размеров приходится делать на заказ. Одну из недавних работ Романа «Тобизина» можно было увидеть на Рождественской выставке в Союзе художников.

Сейчас художник думает о новой серии – своего рода «театре», где он соберет вместе всех персонажей из своих предыдущих циклов. Первая попытка такого синтеза уже случилась на картине «Чайная».

«Секрет успеха? Всё просто: как в любом деле, нужно работать много. Это первоочередно. Каждый день что-то делать потихоньку. Человеку если дать возможность, он ничего не будет делать. Трудно только начать, а потом просто – рисуй, рисуй, рисуй».


В итоге

Три героя – три абсолютно разные стратегии. Екатерина Жилка строит арт-бизнес на локальных смыслах, Вика Поезд выбирает путь бесконечного академического самосовершенствования, а Роман Мартынов доказывает, что системный труд превращает искусство в твердую валюту.

Тем, кто прямо сейчас стоит на пороге художественного вуза (или кто туда собирается), наши герои дали несколько искренних советов:

Катя Жилка: «Одумайтесь! А если серьезно – рисовать прикольно. Даже если это не станет вашей профессией, эти навыки помогут систематизировать любой хаос в голове и материализовать внутренний кипиш и забаву».

Вика Поезд: «Если любите это дело – просто продолжайте. Не бойтесь пробовать и менять направления: от живописи к мультипликации или театральному искусству. Будьте смелыми, рискуйте, узнавайте о выставках, спрашивайте, что интересно. От этого зависит ваш будущий навык».

Роман Мартынов: «Если есть хоть доля сомнения – выберите что-то более предсказуемое, эта практика очень сложная. Но если решили идти до конца, будьте прагматичны: работайте много и внимательно выбирайте наставника. Смотрите на дипломы учеников, на работы мастеров – всё сразу видно по холсту».

Самые свежие материалы PRIMPRESS.RU - с прямой доставкой в Telegram и MAX
5 точка
ℹ️
Реклама. ООО «Медицинский центр «Пятая Точка». г. Артем, ОГРН 1152502001035, ИНН - 2502051926. Erid: 2VfnxvsnLNC

Культура