2016-05-24T15:28:27+10:00 2016-05-24T15:28:27+10:00

Резиновые покрытия детских площадок Владивостока могут быть опасны

Модная «резиновая крошка» изготавливается из автомобильных покрышек и содержит токсичные вещества

24 мая 2016, 15:28
Конкурент

Фото: Дарья Ряцкова
Фото: Дарья Ряцкова | Резиновые покрытия детских площадок Владивостока могут быть опасны

Первые жаркие дни наполнили воздух во многих местах Владивостока химическим запахом резины. Так называемое искусственное покрытие последнего поколения, или резиновая крошка, ставшее популярным в последние годы, делается из автомобильных шин и, по мнению некоторых докторов, может способствовать даже развитию онкологических заболеваний, пишет деловой еженедельник «Конкурент».

Текст издания приводим дословно:

«Современное», «безопасное» покрытие, под палящим солнцем обеспечивающее на своей поверхности температуру порядка +50 градусов, источает столь сильный резиновый запах, что некоторые обеспокоенные родители просят вернуть их детям зеленую траву. Проблема формулируется так: «Искусственное покрытие может иметь отношение к развитию онкологических заболеваний. Так называемая резиновая крошка изготавливается из переработанных автомобильных покрышек и содержит токсичные вещества».

Опасения горожан подкрепляют появляющиеся в СМИ новости о том, что «резиновые покрытия третьего поколения» становятся причиной онкологических заболеваний в Британии. По сообщениям британских журналистов, исследования показали: материал токсичен, содержит канцерогены и может быть опасен для здоровья.

Что говорит наука?

По словам приморских медиков, чтобы дать однозначное заключение, нужно проверить каждое покрытие.

Владимир Апанасевич, врач-онколог Маммологического центра во Владивостоке: «Пока нет экспертного заключения от Роспотребнадзора, нельзя сказать точно, вредны ли покрытия, которые применяются у нас. Их нужно проверить на содержание технических углеродов (ПАУ), которые могут провоцировать развитие онкологии. Если содержание этих углеродов в составе покрытия завышено, то следует отказаться от такого товара».

Одним из признаков некачественного покрытия является именно дурной запах при воздействии высоких температур. Причина — в составе автомобильных шин, из которых и получают резиновую крошку для покрытий. Среди основных компонентов шин — каучук, масла и смолы, сера и тот самый технический углерод. Последний составляет почти треть резиновой смеси и является источником запаха.

«Технический углерод — активный летучий элемент, — сообщил Апанасевич. — Его испарения представляют реальную угрозу здоровью человека».

Исследования мировых ученых подтверждают: есть о чем переживать.

Так, еще в 2003 г. Международное агентство по изучению рака опубликовало результаты по итогам 35-летних исследований на американских шинных заводах. Ученые установили, что на шинном производстве работники подвержены онкологическим заболеваниям дыхательных путей и кровеносной системы в 10 раз чаще, чем в среднем в США. Российские ученые тоже не оставляют этот вопрос без внимания. Так, кандидат медицинских наук из Казани Гузель Таипова, курируя аналогичные исследования, выяснила, что женщины, работающие на шинном производстве, подвержены большему, чем обычно, риску возникновения патологий репродуктивной системы, а их дети болеют аллергией на 40% чаще сверстников.

Даже при нормальной температуре хранить автомобильные шины дома, например, в «тамбуре» перед входом в квартиру, или на лоджии, опасно.

Есть и сторонники

Сергей Мякишев, главный технолог ОАО «Дальприбор»: «За границей резиновую крошку применяют повсеместно, а к вопросу безопасности они относятся очень щепетильно. Резина для покрытий имеет класс опасности, но самый низкий, четвертый. Сырую резину отверждают при определенной температуре с участием серы. От пищевой резины она отличается присутствием в технологии приготовления сажи. На площадках используется резина типа в14 — сажевая».

Тем не менее мировые ученые утверждают, что даже так называемые «зеленые» шины (их в России практически нет), при изготовлении которых не используется технический углерод, вызывают сомнения у медиков. Американский журнал «Environment & Health» в 2013 г. опубликовал заключение доктора Питера Монтеги, в котором утверждалось, что фрагменты шин (даже без технического углерода) вызывают аллергические реакции, бронхиальную астму и онкологические заболевания.

Иосиф Эйдис, архитектор ООО «Тектон плюс»: «Я бы предпочел, чтобы покрытий из резиновой крошки у нас не было. На детских площадках они точно неприемлемы! Это, конечно, лучше для коленок и носов, чем обычный асфальт, но асфальт хотя бы не источает резиновых ароматов… Идеальный вариант — природные покрытия, песчано-гравийные, травяные. Бывают еще покрытия из кирпичной крошки — довольно экологично. Многие из них не требуют больших затрат и тщательного ухода, в принципе, как и покрытия из резины. Современные резиновые покрытия действительно долговечны, но и стоят дорого. В их безвредности я глубоко сомневаюсь».

В администрации Владивостока, которая является заказчиком ряда объектов, где применяется резиновое покрытие, отметили, что при выборе материала руководствовались, в первую очередь, принципом травмобезопасности, а вопросы аллергической или онкологической опасности не стояли.

«Дети часто падают, и родители сами изъявляют желание обезопасить их от травм», — отметили в администрации.

Иосиф Эйдис: «Резиновую крошку оправдывают тем, что она травмобезопасна, но давайте будем честными: все мы играли в детстве на детских площадках без резинового покрытия, разбивали коленки, но остались живы и здоровы, за редким исключением. Кроме того, дети вполне могут травмироваться и на резине: да, ссадин и царапин будет меньше, но ногу сломать не менее реально, как и на асфальте. Если уж мы так заботимся о своих детях, то давайте выложим площадки подушками! И детям хотя бы не придется дышать резиной».

Дорогая отрава

Устлать детскую или спортивную площадку крашеной резиновой крошкой стоит немало: квадратный метр готового покрытия обойдется в среднем 2500 руб. Плюс укладка.

Резиновая крошка «в чистом виде» от производителя во Владивостоке стоит всего 20 руб. за килограмм. На один квадратный метр покрытия, по словам производителей, уходит в среднем 6 кг крошки. Т.е. себестоимость крошки для покрытия, например, 30 м2 составит около 4 тыс. руб., а по прайсу компании-продавца — в 20 раз дороже…

В компании Grantion, реализующей готовые покрытия, подчеркнули: «Сама по себе резиновая крошка имеет специфический запах, и в том числе и поэтому покрытия из нее стоят в два раза дешевле, чем, например, покрытия из каучуковой крошки».

В компании-производителе резиновой крошки EcoStep, уверяющей в абсолютной безопасности собственной продукции, считают, что крошка, изготовленная из «качественных» шин, безвредна. «Не вся резиновая крошка, продающаяся на мировом рынке, качественная, — объяснили в компании. — Она может быть произведена из изношенных шин, а может быть получена в результате переработки РТИ (резинотехнические изделия). По цене крошки из шин вам могут продать крошку из отходов резины, которая не соответствует необходимым характеристикам (в первую очередь, безопасности). Резиновая крошка, полученная в результате переработки шин и РТИ, на некачественном оборудовании может содержать много пыли, сажи, металлических или текстильных включений. Стоит отметить, что в России очень мало эффективных производств резиновой крошки. В основном у нас используют китайское оборудование, которое не может обеспечить достойных объемов качественного производства».+

Покрытия из кирпичной крошки, кстати, дешевле, чем резиновые, а уж тем более — каучуковые: 40 кг кирпичной керамической крошки стоит около 500 руб. Но такое покрытие требует ухода: оно восприимчиво к дождю и влаге. Понятно, что проще постелить на детской площадке резину, чем каждый сезон приводить объект в порядок.

Любовь Хмелевская

Новости партнеров

Образ жизни