2017-06-13T18:25:25+10:00 2017-06-13T18:25:25+10:00

Антон Ярцев: «Чем больше будет блокировок, тем больше будет систем для их обхода»

IT-специалист PRIMPRESS объяснил суть работы анонимайзеров и TOR

13 июня 2017, 18:25
Анна Миронова

Фото: PRIMPRESS
Фото: PRIMPRESS | Антон Ярцев: «Чем больше будет блокировок, тем больше будет систем для их обхода»

На прошлой неделе стало известно о том, что в Госдуму внесли законопроект, предусматривающий блокировку в России анонимайзеров, VPN-сервисов и TOR в случае, если те продолжат пускать пользователей из РФ на заблокированные в стране сайты. Кроме того, предлагается запретить поисковым системам выдавать ссылки на запрещенный контент. За нарушение этого требования для поисковиков предусмотрен штраф в 700 тысяч рублей.

На эту новость очень бурно отреагировали сотрудники из отдела IT. Антон Ярцев рассказал подробнее о том, как работают подобные сервисы и почему их (с вероятностью в 99%) не удастся заблокировать насовсем.

- Что такое анонимайзеры и как это работает?

- Если говорить совсем просто, то анонимайзеры позволяют любому пользователю маскировать ip-адрес. То есть любой пользователь из России может зайти через компьютер в Австралии, чтобы замаскироваться и иметь доступ к заблокированным сайтам. Вот из таких компьютеров и складываются целые сети, как TOR, например. У него уже есть несколько промежуточных этапов (входной узел, промежуточный и выходной), что не позволяет отследить исходные данные. Грубо говоря, это большая связка компьютеров по всему миру, через которую должен пройти пользователь, чтобы замести следы. Так же, как вы заходите через другие компьютеры, пользователи со всего мира могут заходить в Сеть через ваш. Если вы им это позволите, конечно.

- Теоретически это может быть опасно?

- Если не вдаваться в подробности, то это безопасно. Есть, конечно, технологии, которые позволяют наблюдать за пользователем через веб-камеру, но это довольно сложно и скорее из области фантастики. Даже если ваш компьютер использовали из другой страны для входа в TOR для покупки наркотиков, например, не получится так, что спецслужбы заподозрят вас. Единственное, что они поймут, что для этих действий использовали прокси (когда один компьютер выдает второй за первый).

- В чем принципиальное отличие VPN от TOR?

- Разница в системе доступов, и это вытекает из скорости. VPN быстрее и зачастую стоит денег. TOR при неудачном стечении обстоятельств может быть очень медленным. Если объяснять на пальцах, то при использовании VPN мы как будто заходим на специальный сайт и скачиваем фильм сразу на свой компьютер. У TOR система сложнее, она напоминает «Торренты»: ты видишь список пользователей, у которых нужный тебе фильм уже скачан. Ты скачиваешь фильм не с сайта, а с компьютеров пользователей. Чем больше компьютеров с имеющимся фильмом подключено к Сети, тем быстрее скачается нужный файл.

- Реально ли вообще прекратить работу этих ресурсов в России?

- Насколько я понял, это будет работать так: они определят входной узел (прокси-сервер, VPN), который предоставляет такие услуги. Они направят ему жалобу с требованием не предоставлять доступ россиянам в свою сеть. Если через месяц ситуация не меняется, то специалисты блокируют его ip-адрес.

Можно блокировать только входные узлы, что приведет к неработоспособности всей системы, но ничего не мешает программистам изменить эти узлы на другие.

А если принять во внимание то, как эта блокировка будет осуществляться, блокировка каждой «партии» узлов будет занимать более месяца, а исправление этой ситуации силами разработчиков TOR - несколько минут или часов.

По большому счету ничего не мешает промежуточному или выходному узлу превратиться во входной. Также следует понимать, что узлы - это не специальные серверы, стоящие на своих площадках и требующие своевременной оплаты и обслуживания.

Это только то, что касается стандартного способа использования TOR, а ведь есть еще альтернативный – Bridge. Люди, использующие TOR, всегда смогут найти альтернативный путь подключения к Сети, смогут скачать новую версию браузера, вручную исправить некоторые адреса.

- Есть ли более радикальный способ?

- Да. Обрезать всем провода. Еще, конечно, можно создать «белый список» сайтов – довольно ограниченное количество адресов, на которые можно заходить из страны. Все остальное заблокировано. Но это страшные фантазии о «железном файерволе», и это уже не Интернет.

Хотя, конечно, в любом случае, если только Интернет не обрубить совсем, системы блокировок будут. Например, доступ к сайту primpress.ru решили закрыть для всех жителей Хабаровского края. Для этого взяли диапазон ip-адресов хабаровчан и запретили им доступ. Но если хабаровчанин зайдет на сайт через компьютер москвича, он все увидит. Я думаю, что чем больше будет блокировок, тем больше будет систем для их обхода.

Новости партнеров

Интервью