Глава одного из старейших концертных агентств Приморья побеседовал с PRIMPRESS, но при этом наговорил "лишнего", поэтому нам пришлось сделать его интервью анонимным.
– Еще в 1989 году я встретил своего знакомого, который на тот момент был директором Приморской филармонии. Он мне предложил у него поработать. Мне просто дали водителя с машиной, билеты и афиши, сказали: «Делай, ничего сложного тут нет». Все пошло отлично, и мне эта работа понравилась. Так моим кустом (зона ответственности. – Прим. ред.) стала территория от Находки до Хабаровска. Прежде чем открыть свое концертное агентство, я прошел очень хорошую школу, работая в филармонии. Примерно после трех лет работы многие артисты мне стали говорить, что пора бы уже собственным делом заняться, а не на дядю пахать. Так все и началось, оформили пакет документов, нашли толкового бухгалтера и так уже больше 22 лет работаем.
Моя работа состоит в том, чтобы доставлять людям радость, и к тому же это творчество, хоть я сам на сцене и не выступаю.
– Как вам приходилось работать в «лихие 90-е»?
– В 80-90-е годы приезд артиста в Приморье был настоящим праздником. Они пели вживую, и не о какой фонограмме не было и речи. Полноценно отрабатывали программу, несмотря на то что государство им платило небольшие деньги. Они жили в общежитиях, некомфортных гостиницах, ели в столовых и могли даже выступать в деревнях. Это были настоящие звезды, которые несли культуру со сцены. Сейчас же, если некоторые начнут петь живьем, то на их следующие концерты никто не придет.
Ну а что касается криминала – конечно, все это присутствовало. В 90-х в Приморье орудовало примерно 17 преступных группировок, и каждая из них пыталась на нас как-то повлиять. Много в те времена было ужасных историй. К примеру, существовало такое концертное агентство «Досуг». После концерта Пугачевой дверь в их офисе подперли и подожгли. Директор «Досуга» там сгорел заживо. Мне повезло: у меня был друг, который близко общался с криминальным миром, и он говорил: «Я с тобой делю последний кусок и тебя порвать не дам».
Одна из причин, по которой нам приходилось дружить с представителями криминального мира – это кредиты. Банки их тогда не раздавали, как сейчас, так что приходилось брать взаймы у этих ребят. Много было случаев, когда мои коллеги «попадали на деньги» – не успевали во время отдать долг. Некоторые очень плохо потом заканчивали. Если и оставались в живых, то с перебитыми почками, печенью и переломанными костями. А некоторые продавали все свое имущество и уезжали из города подальше, иногда и за границу.
Еще нас конкретно «пасли». Помню, мы были первыми, кто привез в Приморье «Руки вверх». Никакого безнала тогда не было, деньги перевозили в мешках. Ни инкассаторов, ни охраны. А вычислить, что мы перевозим наличность, было элементарно. Как-то я ехал я из Находки с деньгами, благо у меня машина была надежная, и дорогу я знал хорошо. Благополучно доехал до фокинского поста ГАИ и сказал, что меня «пасут», попросил помощи.
Помню как–то, прихожу на концерт одного очень влиятельного артиста и понимаю, насколько же выражение «по понятиям» в данный момент было бессмысленным. За одним столом сидели авторитеты из криминальных структур и самые высокопоставленные лица из правоохранительных органов. И тогда я понял, что дружить надо и с теми, и с другими. Время было тяжелое. Но при этом многие вопросы решались очень оперативно. Милиция помогала со своей стороны: давала машины с мигалками и охрану. Криминал мог помочь с транспортом и кредитованием. Мы со всеми находили взаимопонимание.
– Какие курьезные случаи у вас бывали с артистами?
– Курьезов в моей практике хватает... Как-то зимой к нам приехала одна артистка. На улице мела метель, на дорогах гололед. Для этой артистки мы привезли новый черный Land Cruiser, что по тем временам было очень прилично. Дама возмутилась и потребовала себе лимузин. Подождав свой лимузин какое-то время, она в него пересела, но машина не могла толком ни до гостиницы добраться, ни до концертного зала. Длинный лимузин не сумел заехать на наши сопки, в итоге на полпути пришлось выйти и пойти пешком. На внедорожник она потом все-таки согласилась. Запросы у артистов стали неподъемными, как и гонорары.
Был у нас неординарный случай на концерте Любови Успенской. Из-за непогоды артистка не успела выехать из Хабаровска, концерт был перенесен на следующий день. И тут в день концерта возле концертного зала собирается разъяренная толпа, тут же пресса присоединилась, подняла ажиотаж. Подключилась некая особо влиятельная дама, и мою супругу Ирину, которая работает со мной в концертном агентстве, увезла полиция и посадила в КПЗ. Часа три–четыре она там просидела. Я же в тот момент находился в Москве. На следующий день концерт был успешно проведен.
Вообще, с артистами постоянно случаются всякие истории. Вот когда к нам приезжал Борис Моисеев, который оказался настоящим профессионалом и просто интересным человеком, в городе подняли шум православные активисты, хотели сорвать концерт. Я позвонил нашему владыке Вениамину, на что он мне открытым текстом ответил: «Володя, ну нам как церкви ведь тоже пиариться надо!» Но Борис Моисеев успешно отработал, такое профессиональное яркое шоу, как у него, мало кто из артистов делает. А что касается его личной жизни, это уже его дело.
– Как проходит процесс организации концерта?
– Есть такие понятия: работать на кассу и на гарантию. Второй вариант – это когда изначально нам высылают райдер, мы с ним знакомимся, обсуждаем, если нас все устраивает, то нам высылают часть денег на рекламу, и мы начинаем продавать билеты, анонсировать концерт. Получается, артист работает на гонорар, а мы оплачиваем все его расходы. Гонорар мы должны отослать еще до самого концерта в Москву, если артист его не получит, то не прилетит во Владивосток на концерт. Если же артист работает за свой счет, то это работа «на кассу», тогда он старается на всем экономить: на оборудовании, на гостинице. Еще в 90–е была история с одним очень известным артистом. Он жаловался, что на него во Владивостоке не ходят, потребовал, чтобы был аншлаг, якобы мы, по его мнению, все не так делаем. Ну что ж, мы позвонили в воинские части, заполнили зал солдатами и матросами, да и просто людям билеты бесплатно раздавали. Так что зал был полный. Этот артист в таком восторге потом был и рассказывал мне, что там в зале народ аж на люстрах висел. Знал бы он, откуда все эти люди.
– Вам доводилось работать с иностранными артистами? В чем отличие от отечественных?
– Да, конечно, мы работали с иностранцами. В их работе нет всей этой суеты, все очень грамотно и продуманно. Этим людям присущи пунктуальность и профессионализм. В договоре все расписано до мелочей. Отношения с иностранными артистами всегда очень теплые.
– Чем отличается деятельность организатора концертов в провинции и в столице?
– Особенно – ничем. Чес, он везде чес. Единственное, в Москве все организовать проще. На каждой станции метро продаются билеты, всегда много приезжих. Все то же самое, правда, у нас все стоит в разы дороже, так как в Приморье работают компании–монополисты, которые предоставляют аренду, звук и т. д. Потому и цена билета такая высокая.
– Как стать звездой?
– В отечественный шоу-бизнес влезть очень тяжело, практически нереально. Не буду называть фамилию артиста, но вот недавно он приезжал во Владивосток и рассказывал, что, прежде чем попасть на шоу «Голос», ему пришлось заплатить 12 миллионов рублей, и эти деньги сейчас надо отрабатывать концертами.
Технологии достигли сейчас такого уровня, что артисту толком на сцене даже делать ничего не надо. Звук, свет, бэк–вокал, все возможности для создания настоящего шоу. Все хотят лишь зарабатывать деньги и порой работают без договоров, не платят налоги и никак не отчитываются перед государством.
Выражение «клубок целующихся змей» абсолютно точно выражает суть отечественного шоу–бизнеса. Они все друг перед другом рисуются, делают вид, что друзья, а за спинами поливают грязью. Некоторые артисты такие тщеславные, что даже запрещают организаторам садиться с собой за один стол. А вообще за всю свою карьеру я ни одного концерта не посмотрел целиком. Либо нет желания, либо времени.