Через три года в России полностью сформируют общероссийскую базу автомобилей. Доступ к ней будет осуществляться на платной основе: чтобы проверить любую машину, придется заплатить от 500 до 2 тысяч рублей. Пока база находится в стадии формирования. По словам Олега Моисеева, вице-президента ассоциации «Российские автомобильные дилеры», база уже к 2017 году будет содержать детальную информацию о 50% автомобилей, зарегистрированных в России, в том числе почти обо всех авто моложе семи лет. На сбор подробной информации о машинах «постарше», а также о некоторых категориях праворульных автомобилей Дальневосточного региона потребуется больше времени.
Под детальной информацией подразумевается реальный пробег машины, количество владельцев, данные о ДТП с участием авто. Можно даже будет узнать, находится ли автомобиль под залогом в банке, и многое другое.
Олег Моисеев:
- Наша задача - занести все 40 с лишним миллионов автомобилей в национальную базу в течение трех лет. Сначала будут доступны основные данные практически по всем автомобилям, которые есть в стране. Кроме того, примерно по 2-3 миллионам машин будет полная детальная информация. Доступ к ней будет осуществляться на платной основе, так как поддержание базы в актуальном состоянии требует определенных средств.
По предварительным подсчетам РоАД, минимум 500 рублей нужно будет заплатить за простую проверку и до двух тысяч рублей - за получение максимально полной справки. По словам Моисеева, в России уже есть похожие базы и задача РоАД - сделать услуги национального сервиса дешевле уже существующих.
В Приморском крае к перспективе создания общероссийской базы авто относятся положительно, если она не спровоцирует ситуацию монополии на авторынке.
Владимир Литвинов, руководитель регионального представительства ФАР в Приморье:
- В Приморье не будет никаких специфических преград для создания этой базы - в принципе регион в этом плане ничем не отличается от других регионов. С одной стороны, это хорошее начинание, но с другой - если дилеры, изъявляющие такую инициативу, хотят, чтобы автомобили в результате продавались только через них, то к этому я отношусь негативно. Может получиться так, что, если человек захочет продать свою машину сам, он не сможет этого сделать, не отдав авто дилеру, как в комиссионный магазин. Если все готовится ради этого, это не есть хорошо. Общая база данных по автомобилям мне очень нравится. Думаю, она будет сделана на базе ГИБДД с применением режима секретности в той степени, в которой это положено. Ведь все-таки это данные о личном имуществе. Кто может знать, участвовала ли машина в авариях и так далее, кроме полиции? Думаю, полиция эту базу может вести, а без ее участия это вряд ли возможно.
Справка: национальная база подержанных автомобилей позволит с помощью VIN (уникальный серийный номер) оперативно узнать всю историю машины: с момента выхода с завода или ввоза в страну до настоящего времени. Работать база будет во всех регионах России, в том числе и на Дальнем Востоке. Она будет доступна как юридическим, так и физическим лицам. По словам создателей сервиса, информация об авто будет собираться из разных источников: ГИБДД, страховые компании, автомобильные дилеры, банки и лицензированные автосервисы. По мнению авторов проекта, национальная база позволит создать «цивилизованный и прозрачный рынок автомобилей с пробегом, удобный и выгодный для каждого участника».