Вице-губернатор, с недавних пор курирующая сферу образования и науки региона, Ирина Мануйлова рассказала PRIMPRESS о подготовке к новому учебному году в рамках реализации госпрограммы «Развитие образования Приморского края».
– Ирина Викторовна, насколько система образования Приморского края готова к 1 сентября?
– За исключением двух учреждений в Хасанском районе, где завершается ремонт, все школы приняты. Почти миллиард был вложен на подготовку школ к началу учебного года, производились капитальные ремонты, менялись кровли, устанавливались стеклопакеты. Капремонт состоялся в 75 школах, 37 детских садах. Но это всего 10% от того, что необходимо сделать. 284 школы в Приморье требуют капитального ремонта, 68 – в предаварийном состоянии, капремонт нужен половине детских садов.
Средств, которые есть на краевом уровне, не хватает, чтобы справляться с этой проблемой. Очень надеемся, что в рамках национального проекта «Образование» нам удастся привести школы в надлежащее состояние. Там этот вопрос обозначен.
В течение долгого времени новые школы практически не строились, за исключением школ № 82, 83 в микрорайоне Снеговая Падь Владивостока. Сейчас появилась серьезная программа на шесть лет. В 2019 году мы приступаем к проектированию и строительству больших современных школ. Помимо средств федерального бюджета, мы надеемся привлечь деньги в рамках государственно-частного партнерства, этот вопрос прорабатывается. Потребность в новых школах велика, особенно это касается Владивостока, Уссурийска, Находки, Артема – крупных городов.
– Насколько известно, в рамках нацпроекта самые существенные суммы инвестирует федеральный бюджет?
– Соотношение по финансированию по разным направлениям: 98-99% – из государственного бюджета, 2-1% – из краевого и муниципальных. Конечно, на таких условиях работать намного проще. По программам Минвостокразвития на таком же уровне софинансирования сейчас идет строительство пяти детских садов во Владивостоке и в Уссурийске.
– В чем наибольшие вопросы, с которыми вы сталкиваетесь сейчас?
– Самая большая проблема связана с педагогическими кадрами. Во-первых, их не хватает, в школах 669 вакансий. Во-вторых, оставляет желать лучшего квалификация педагогов. Мы подходим к решению вопроса системно. С одной стороны, готовим молодых специалистов, привлекаем новых учителей, в том числе из других субъектов страны. С другой стороны, повышаем квалификацию людей, которые уже работают.
– Что будем делать в этом направлении?
– Запущен проект «Учитель для Приморья». Половина выпускников прошлого года, достаточно успешно пройдя длительную педагогическую практику, приступают к работе в учебных учреждениях 1 сентября. Это 108 выпускников Школы педагогики ДФВУ, 37 выпускников Спасского педагогического колледжа.
В сентябре на практику идут 162 старшекурсника, которые завершают свое обучение в бакалавриате и будут получать дипломы. Надеюсь, для них школа станет родным местом работы и они закрепятся.
Притом, даже если 100% выпускников будут трудоустраиваться в школах, «здесь и сейчас» мы проблему не решаем.
Поэтому, надеюсь, к нам поедут из других регионов. Для чего мы объявляем программу льготной ипотеки под 5,5%. С 1 января для молодых педагогов появится возможность компенсировать первоначальный взнос в размере 20%: эта преференция действует для сельских территорий и небольших городов, где проживает менее 100 тысяч человек.
Помимо этого, с 1 сентября принят комплекс мер поддержки молодых педагогов, куда будет входить в обязательном порядке 30-процентная доплата к окладу, сопровождение молодого педагога наставником. В рамках Ассоциации молодых учителей, которая создана в Приморье, будем проводить семинары, конференции, вебинары, для того чтобы помочь молодым педагогам адаптироваться. Будем оперативно отвечать на те вопросы, с которыми эти специалисты сталкиваются.
– Когда мы говорим о повышении квалификации, что здесь предусматривается?
– Важно понять, какие проблемы, каких педагогов, по каким направлениям надо «перезагрузить». Институт повышения квалификации вышел на пилотный проект в рамках Российской Федерации. Все программы, по которым проходит повышение квалификации, будут предъявлены к федеральной экспертизе и по результатам внесены в Единый реестр программ повышения квалификации педагогических работников. Серьезная заявка на самом деле.
Высокие требования к программам – гарантия того, что приезжающий на курсы повышения квалификации педагог все-таки получает ту подготовку, которая требуется современной школе. К сожалению, есть еще факты того, что на курсах учителю читают тот же материал, который он слушал три или пять лет назад. Кроме того, любое повышение квалификации должно перестать быть излишне теоретизированным. Для педагогов не хватает новых практик, новых форм.
Здесь спасибо ДВФУ, где проходит масса инновационных форм. Допустим, летом прошла школа, которую позиционировало «Роснано», – «Наноград». 40 педагогов края, по сути, прошли полный курс организации проектной деятельности. Специально подбирали специалистов из разных муниципальных образований. С теми методиками, формами, которым научились педагоги, они смогут познакомить коллег из других школ города, района. Такими способами можно поэтапно внедрять новые технологии.
Необходимо восстановить систему дистанционного обучения для педагогов и учеников. Российская электронная школа предлагает серьезный контент, который поддерживает не только детей, которые пропустили занятия, но и учителя для внеурочной деятельности, организации углубленного, расширенного изучения.
– С чем связана необходимость прохождения ряда внеурочных курсов для старшеклассников в нынешнем году?
– Старшеклассникам мы в обязательном порядке предлагаем участвовать во внеурочных занятиях по единой программе по математике, физике, химии, информатике. Математику поставлю на первое место. К сожалению, результаты ЕГЭ и УГЭ нас в 2018 году не порадовали. Почти 20% учеников испытывают серьезные трудности при сдаче экзаменов по математике.
Главное, есть совершенно четкий механизм организации в этом проекте, диагностики как детей, так и педагогов, которые с ними работают. Сразу видно, где дефициты, над чем надо работать. Затем идет поэтапная ликвидация выявленных в знаниях пробелов. Диагностика проводится систематически, раз в два месяца. В течение года мы отслеживаем, как меняется ситуация.
На опыте других регионов: если на входе в начале учебного года 70% ребят не готовы к сдаче экзамена, то в течение года практически 100% переходят в категорию успешно сдающих. Особенно важно, что математика делится здесь на два уровня: базовый и профильный.
Пользуясь тем, что могу обратиться и к родителям, и к старшеклассникам, хочу сообщить: в течение первой декады сентября мы организуем презентацию курсов. Надо определиться, на каком уровне дети будут работать с математикой: на базовом или на профильном. Программа будет выстраиваться под ту задачу, которую выпускник для себя ставит.
Подготовка к ЕГЭ – это не натаскивание, как многие считают. Это выявление проблемных, неосвоенных тем, которые нужно подробно разобрать и изучить.
Для восьмиклассников немного другая программа, мы ее разрабатываем самостоятельно. Тем не менее занятия по математике будут организованы и для них.
– Почему появилась потребность во внеурочном изучении физики, химии, информатики для всех желающих?
– Если посмотреть на перспективу и востребованные для края предметы, естественно-научные дисциплины – то, что выгодно отличает Приморье. В регионе большое будущее у всего, что связано с биотехнологией, медициной (в том числе ядерной), геологией (в том числе редких элементов). Нужны классные химики, физики, готовые заниматься научными исследованиями, высокотехнологичными реализациями на практике этих проектов. А у нас уровень подготовки по профильным предметам выпускников школ не соответствует никаким требованиям.
История эта тем более важна, что репетиторство приобретает на территории края чудовищные размеры. Программ углубленного обучения до неприличия мало. Притом что бюджет готов выделять деньги, не хватает подготовленных педагогов, материальной базы. Но даже там, где можно организовать, это не делается.
– В ходе краевого родительского собрания вы рассказывали о многих новациях в отрасли. Можете упомянуть о наиболее важных?
– Губернатор принял решение: с 2019 года мы строим восемь краевых центров образования. Каждый из которых, по сути, является профильным. Так мы закроем потребность в учебных заведениях с повышенным уровнем образования, которые будут оснащаться по самому высокому уровню и с самыми подготовленными педагогами.
10 школ определены школами робототехники: здесь будут серьезно обучать языку программирования, технике будущего во всех средах: воздушной, наземной, подводной.
Будет специальный проект для детей, которые хорошо учатся. Подробности расскажем в будущем.
Впервые в Приморье провели краевое родительское собрание. Вопросов накопилось очень много. За два дня мы получили столько вопросов (на которые ответим на сайтах), что до сих пор обрабатываем. Откроется образовательный сайт, где страничка будет не только у каждого муниципального образования, но и у каждой школы. Обязательно предусмотрен канал обратной связи.
– Департамент образования сообщил о 100-процентной обеспеченности школ учебниками, а тут же звонят родители: это нас попросили купить и то. Почему так происходит?
– Вопрос к школам, которые сообщили, что у них никаких проблем с учебниками нет. Средства на покупку учебников краевой бюджет выделил. До 15 сентября действует горячая линия по учебникам.
Требуется проработка вопроса с рабочими тетрадями. Приобретают их родители, у школ на это денег нет. Считаю, в некоторых случаях такие тетради надо покупать, но их не может быть 20-30. Не должно такого быть, чтобы ребенок всю свою учебную деятельность строил на рабочих тетрадях.
Социальный проект «Дети Приморья» готов оказать помощь. Мы обратились к директорам школ. Если какая-то семья испытывает проблемы с тем, чтобы ребенок пошел в школу, помимо социальных служб, можно обратиться в оргкомитет проекта.
– Ирина Викторовна, напоследок немного личный вопрос: как вы решились переехать из Москвы с поста в Министерстве образования РФ во Владивосток?
– Я человек для Дальнего Востока не новый. Начинала свою карьеру (1988-1994 гг.) учителем химии в Южно-Курильской средней школе № 1, мне очень нравилась тихоокеанская природа. Никогда никуда бы не уехала, но младшему сыну потребовалось серьезное лечение. Мы были вынуждены все оставить и уехать на родину, в Новосибирскую область. Сыну сейчас уже 26 лет, а я вернулась на Дальний Восток. И мне очень нравится Владивосток, Приморье.
Работа в моей жизни всегда занимала значительное место. Я не испытывала иллюзий, понимала: если меня приглашают сюда работать, то ровно потому, что существует достаточно много серьезных вопросов, которые необходимо решать. Для этого мало продекларировать, требуются реальные шаги, которые предстоит выполнить. И тут одного желания мало, нужны ресурсы: человеческие, финансовые. Понимаю, что ресурсная история определяется во многом позицией первого лица, губернатора.
Но у Андрея Владимировича абсолютно социально ориентированная политика. Именно потому, получив предложение и договорившись с главой края о приоритетах, я для себя это решение приняла. Поскольку для Тарасенко самое важное – это школа, качество образования, условия, в которых находятся дети. И есть желание привести все это в порядок. На уровень, при котором условия, в которых обучаются дети Приморья, будут сопоставимы с нашими столицами. Я понимаю, ради чего мы работаем.
Я оптимист. Уверена, когда ставишь большие человеческие задачи, всегда находятся люди, готовые тебе в этом помогать. Во всяком случае жизнь меня в этом не раз убеждала. Это значит, что постепенно будет складываться команда, рядом будут вставать люди. Они тоже здесь живут и хотели бы улучшения ситуации в образовании. Главное, объединить усилия друг с другом.
Уважаемые родители, директора школ! Прошу поддержать 1 сентября акцию «Аллея первоклассника», чтобы украсить как города, так и села. Только во Владивостоке мы собираемся посадить 600 берез.