Дмитрий Сидорин: «Скандалы, конфликты, хайп, выборы, медийные войны – эти темы волнуют всех»

26 апреля 2019, 12:08

Фото: предоставлено Д. Сидориным
Фото: предоставлено Д. Сидориным | Дмитрий Сидорин: «Скандалы, конфликты, хайп, выборы, медийные войны – эти темы волнуют всех»

Бизнесменами становятся разные люди: одни целенаправленно идут к этому годами, другие начинают с нуля, а третьи приходят в бизнес из совершенно другой области знаний. «Физик. Бизнесмен», - так характеризует себя Дмитрий Сидорин, специалист по управлению репутацией в Сети. Что это такое и с чем это едят, он рассказал в интервью корр. PRIMPRESS.

Дмитрий Анатольевич Сидорин. Родился в 1985 г. в Макеевке Донецкой области. В детстве жил в поселке ученых Агудзере (пригород Сухуми). На Украине окончил пять классов. В 1996 г. переехал в наукоград Дубна Московской области.

- Дмитрий, вы прошли достаточно непростой путь от студента-физика до бизнесмена и бизнес-тренера. С чего все началось?

– Будучи студентом-физиком, я фанател от того, что делал. Деньги тогда не имели никакого значения. Банально был рад тому, что имел общежитие, был медалистом.

В это время развивается Интернет, и я начинаю понимать, что ученый получает не очень много в России. Делает действительно крутые штуки, но получает мало. Первое, куда я отклонился от науки, – это продажи, просто продажи сотовых телефонов. Салон «Беталинк» через дорогу от «Евросети» – работа и работа. Продаешь телефоны – получаешь премию. Именно там у меня появилась первая жилка общения. Продажи дали мне важные навыки. Я научился говорить, убеждать, слушать и задавать вопросы.

- А каким образом вы перешли в интернет-сферу?

– Примерно на третий месяц моей работы в салоне связи ко мне пришел мой друг из веб-студии, чтобы купить телефон, и сказал: «Слушай, ты классно продаешь телефоны, может, у тебя получится продавать сайты?» А мне все равно, что продавать. Это же так легко и интересно. Рассказываешь человеку про продукты – он покупает. Так я оказался в веб-студии и начал узнавать, что такое сайты, системы управления, верстка, дизайн и так далее.

Когда узнал, что такое сайт, сразу возник логичный вопрос: а что с ним делать? Сайт – это инструмент маркетинга, его надо продвигать. Я начал читать про рекламу и через некоторое время в этой веб-студии открыл отдел рекламы.

Вот так, потихоньку наука отходила все дальше. Иногда я возвращался, преподавал физику, математику, но свое применение нашел в другой сфере.

- Ваша компания Sidorin Lab довольно известна в своей области. Как было положено ее начало?

– Найдут или не найдут Бозон Хиггса? Раньше это был вопрос жизни для меня, а в итоге дошло до того, что я упустил момент, когда его реально нашли. Продажи меня увлекли, увлекла тематика современных технологий, Интернет и годы работы в чужих компаниях. В какой-то момент что-то щелкнуло, и я подумал, а почему бы не пойти в налоговую, скачать какой-нибудь шаблон устава, придумать название, купить домен, выкатить туда сайт, сказать, что я компания, и попробовать найти нового клиента. Так началась компания Sidorin Lab.

Что бы я ни делал, хотел, чтобы это было на грани нового, инновационного. Если это новое, то можно делать лучше всех. Старое делать лучше всех не получится.

На одной из конференций меня спросили, могу ли я прочитать доклад о чем-то новом. Это было лет 7-8 назад. И я сказал, что да, могу.

- Речь идет об управлении репутацией в Сети?

– Да, именно. Точнее тема звучала так: «Управление репутацией в Интернете». Я даже толком не знал, о чем будет доклад. Придумывал услугу, упаковывал все свои навыки в новую подачу, думал, как бизнес может оценить то, что люди думают о нем. То, как живет мир отзывов и рекомендаций, как люди советуют друг другу, как это устроено, как это измерить, можно ли на это влиять. Обрисовал, выступил, прочитал, доклад и получил два первых контракта на услугу, под которую потом придумывал дополнительное соглашение к договору, техническое задание, сколько это может стоить. Прошло время, и сейчас моя компания - это множество сотрудников, которые занимаются вопросами репутации.

- А что именно они делают? Защищают вашего клиента в Сети, в комментариях или на сайтах-отзовиках?

– Мы занимаемся управлением репутацией в Сети, анализируем скандалы, предотвращаем их, пресекаем информационные атаки. Мы можем оценить, кто лучше – McDonalds или Burger King, Mercedes или Lexus, лучше Aeroflot лететь или S7, в Сбербанке лучше открыть вклад или в Тинькофф-банке? Отцифровывать, проанализировать отношение миллиона людей к брендам, компаниям – серьезная работа. Мы анализируем отношение к конкурентам, помогаем выстроить стратегию присутствия в Интернете.

- Планируете создавать новые направления вашего бизнеса или открывать офисы по России или за пределами страны?

– На Новый год я выступил перед сотрудниками и сказал, что еду в Гонконг. Коллеги покрутили пальцем у виска, а уже через месяц я был в Гонконге, выбрал офис, нанял первого сотрудника, сейчас мы регистрируем компанию и уже выбрали название, которое я вам пока не скажу. На международный рынок мы пойдем под другим названием. Позже откроются филиалы в Германии, Америке, Южной Америке, Испании.

- Тогда у вас будет больше конкурентов.

– А мы их всех уже изучили, нашли игрока номер один в мире – это Reputation.com. Они являются для нас образцом. Стоимость их компании – 500 млн долларов, оценка нашей компании – 10 млн долларов. Разница в 50 раз, но по выручке мы не сильно отстали. Чтобы сравняться с ними по объемам, нам надо не так сильно прирасти в клиентах и контрактах. Нам не хватает только международности, технологичности, и надо отделаться от всяких понижающих коэффициентов страны.

- А как тогда вам удалось достичь такого результата?

– Наша отрасль очень тяжелая в этом плане. Во многие крупнейшие интернет-агентства России никто пока не инвестировал, они так и живут десятилетиями. А в нас инвестируют, значит, мы придумали что-то новое, значит, в нас поверили, значит, скандалы, конфликты, хайп, выборы, медийные войны – это тема, и это будет волновать всех.

Мы понимаем, если есть в США Reputation.com, где тысяча сотрудников, 500 млрд долларов стоимость компании, значит, мы далеко еще не на пределе рынка.

Наша компания выросла в России, где репутация не имеет особого значение. Пусть хоть все сгорит, главное – бабок срубить! Вот девиз многих у нас. Бизнес здесь только начинает понимать: либо клиент тебя любит, либо ты закончишь. Современные бизнесмены становятся все внимательнее к людям. Маркетинг начинает вращаться вокруг людей, а не вокруг бабок. Ты должен угодить, иначе клиент тебя покроет матами и к тебе больше никто не придет.

- Есть примеры, когда один неугодный клиент может подпортить репутацию компании? И как вы будете с ним бороться?

– Скажем, есть у тебя 10 тысяч подписчиков в Instagram. Если на ресепшене в отеле ты ругаешься и просишь поменять номер экономкласса на люкс якобы из-за тараканов, то тебе его поменяют. Иначе ты можешь выложить сторис или пост, все это прочитают и не пойдут туда. Или ты зайдешь на сайт Booking.com, где поставишь лишь одну звезду. Это реально может привести к тому, что долгое время в этот отель никто не придет.

Чтобы отслеживать это, правильно реагировать, правильно оценить, нужны технологии, инструменты. Вдруг из десяти тысяч подписчиков в Instagram все накрученные боты, которых он купил? А может, это реальные люди? Тут много нюансов – работа интересная и большая. Это только одно из проявлений того, как в Интернете происходит.

- А ситуации посерьезнее?

– Например, 20 тысяч обиженных вкладчиков узнают об отзыве лицензии банка. Они все начинают обрывать горячие линии, пишут во всех соцсетях. С ними надо постараться поговорить, иначе их гнев будет превращаться в безумство.

Об этом надо знать чуть раньше. Важно заметить развитие информационного шума. Все начинается с одного, двух, трех постов. Не сразу же тысяча человек написали, и это стало популярно. Все равно все развивается поступательно, от одной точки, от одного поста и начинается эта лавина. Чем раньше ты ее зафиксировал, тем раньше ты можешь проанализировать ее скорость, предотвратить ситуацию, написать опровержение, если это, конечно, фейк.

Кстати, из-за фейков у банков может начаться отток вкладчиков, капитала, хотя ничего, по сути-то, не случилось. А текст уже пошел в печать, это уже не остановить. Все тиражи не изымешь, не сожжешь. Услуга «управление репутацией» обошлась бы им дешевле. Главное, все это предвидеть, оценить возможный ущерб, показать клиенту, как будет в худшем случае.

- А вы беретесь за всех клиентов? Ведь бывают случаи, когда уже ничего не исправить.

– Да, есть такие клиенты – «политические трупы». Об этом мы им говорим сразу же. Если там 99%-ная отставка, то мы не беремся. Конечно, мы можем дать рекомендацию, как жить с этим дальше, что делать сейчас, куда пойти потом. Как надо прибраться, чтобы негативный шлейф не оставался за вами десятилетиями. Может, какую-то статью дать, чтобы скандал замялся.

Ведь тут еще что интересно: если человек – политический труп, то он может потянуть за собой друзей, правильно? Можем предложить такой вариант: а давайте обезопасим ближний круг. Если в компании случился скандал, вы потеряли клиента и его ближний круг, то мы можем сделать так, чтобы вы не потеряли остальных.

- Чем вы вдохновляетесь и кто является для вас примером для подражания?

– Одна из первых книг, которую я люблю и перечитываю, – это «Мцыри» М. Ю. Лермонтова. Про послушника, который мечтал о свободе, он считал, что лучше несколько ярких дней на воле и смерть, чем монотонная жизнь в плену.

Если говорить о бизнесе, то на меня влияли яркие личности, такие лидеры, энергеты. Они не очень системные, может, люди, но любили то, что делали. Где-то даже не считали выручку и прибыль: тот же Стив Джобс. Именно он дал душу своей компании, казалось бы, в обычной отрасли «компьютеры и техника».

Из современных бизнесменов, наверное, Оскар Хартман. Живя в Германии, имея хорошую работу, семью, он сказал: а поехали в Россию делать стартап. Это олл-ин языком игроков в покер. Все удивились. Он взял и сделал и справился. Вот такие безумцы.

- Остались ли в Интернете еще ниши для развития?

– Везде есть продолжение: в столе молекулы, а в них атомы, а что в атоме? Ядро, электроды, в ядре протоны, нейтроны. А что в протоне? Кварки. А что в кварке? Одномерная струна. Для одних он стол и стол – это простой мир. Здесь нет материи, здесь столько энергии. Мы живем в мире и ничего о нем не знаем. Также и в Интернете. Главное – искать и искать, как только ты остановился, все тогда, для тебя Интернета уже нет.

Вы отвечаете
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.

Кирилл Новиков 1 неделю назад
Совсем недавно проходил курс компании, которой руководит Дмитрий Сидорин! Скажу честно поражён на сколько информативным он получился, это достойно комплимента, однозначно!
Андрей 3 недели назад
Вот так, от продажи первой мобилы, до одного из влиятельнейших людей в сфере по управлению репутацией. Невозможное возможно, главное стремление, ум и упорство.
Алексей 2 месяца назад
Дмитрий производит впечатление очень неглупого человека. Такие интервью приятно читать. Что касается репутации, то да, для России пока это тяжело осознавать, но думаю скоро эта тема выстрелит. Для развития бизнеса следить за репутацией это необходимость уже
Новости партнеров

Интервью