2016-07-22T11:32:18+10:00 2016-07-22T11:32:18+10:00

Владимир Шахрин: «У «Чайфа» нет сумасшедших фанатов – с нами только добрые и улыбчивые люди»

Лидер «Чайфа» – об интернет-пиратах, внуках, поклонниках и молодых музыкантах

22 июля 2016, 11:32
Екатерина Цой

Фото: Алексей Воронин
Фото: Алексей Воронин | Владимир Шахрин: «У «Чайфа» нет сумасшедших фанатов – с нами только добрые и улыбчивые люди»

Первый на Дальнем Востоке музыкальный фестиваль MEGAFONLIVE покинул Владивосток и Хабаровск и отправился покорять инновационными технологиями связи другие города России. Следующий концерт пройдет 30 июля – легенды питерского рока «Сплин» и «Аквариум» выступят в Омске и Перми.

Ранее PRIMPRESS рассказал о прошедшем выступлении легендарной группы «Чайф» в столице Приморья и опубликовал самые интересные моменты с пресс-конференции. На этот раз мы публикум эксклюзивное интервью с лидером рок-группы Владимиром Шахриным.

– Владимир, вы уже второй год участвуете в музыкальном фестивале MEGAFONLIVE. Чем он вас зацепил?

– Концерты на больших открытых площадках – это отличная возможность каждый раз встречаться с новыми зрителями и показать себя с другого ракурса. И я хочу сделать комплимент компании за то, что ей удалось собрать по-настоящему профессиональную техническую и административную команду. Всегда очень приятно работать на концертах, когда у тебя все идет без сучка и задоринки. Мне даже не нужно было нервничать за какие-то моменты или задавать лишние вопросы - все шло само собой и именно так, как должно было быть. Прошлый подобный проект показал нам, что работать с «МегаФоном» очень легко и приятно, и когда нас пригласили вновь принять участие в туре, мы сразу же ответили: «ДА!»

– Вы уже пробовали играть дуэтом с другими группами через телемост?

– Да. Мы уже делали это в прошлом году, и все прошло хорошо. Вот и сейчас прямо перед концертом мы провели саундчек: поговорили с Дианой Арбениной через телемост, несколько раз прогнали музыкальную программу и договорились о деталях совместного выступления.

Конечно, существуют определенные технические нюансы в концертах такого рода. Физику-то не обмануть, задержка есть, и от нее никуда не деться. Скажу по секрету для тех, кто интересуется точными науками: задержка порядка 20 или больше миллисекунд не смертельна для жизни, но очень критична для музыки. Поэтому мы создали сценарии для песен, которые выбирали слушатели для совместного исполнения группами.

У нас в запасе было два варианта развития событий, но в обоих случаях одна группа играла основу, а вторая, получив сигнал, подхватывала мотив и включалась чуть позже. Потом шла небольшая музыкальная пауза, позволяющая исполнителям переключиться и сделать наоборот: уже другая группа становилась основной, а предыдущая - ловила сигнал и играла сверху.

Исполнить дуэтом всю песню невозможно – все равно придется делать музыкальные врезки то там, то здесь. Но мы сделали так, чтобы одну группу было слышно на 100%, а для зрителя песня слышалась единым музыкальным полотном. Только с помощью плодотворного сотрудничества технологий и музыкального профессионализма стало возможным соединить все это так, чтобы песня звучала красиво и «живо».

Я думаю, что наш телемост смотрелся очень эффектно, и у каждого слушателя сложилось ощущение, что он находится одновременно в двух городах. Слоган этого фестиваля «Близкие города – близкие люди» оправдал себя полностью.

– Среди меломанов бытует мнение, что цифровые записи и современные технологии «убивают душу» в музыке. Разделяете ли вы такую точку зрения?

– Мне сложно сразу ответить на этот вопрос. Во-первых, современные технологии кардинально изменили отношение людей к музыке. Раньше исполнители, особенно рок-музыканты, мыслили категориями альбомов. Слушатели с нетерпением ждали выхода новой пластинки The Beatles, Led Zeppelin, Pink Floyd, и это было действительно событием для каждого. Этот альбом был настолько важной вещью, что люди старались добыть его всеми способами, ставили на почетное место на полку и любовались им. А в данный момент «благодаря» стараниям Стива Джобса, придумавшего продавать песни по одной в Интернете через систему скачиваний, альбомы перестали иметь какой-то смысл и фактически исчезли как вид. Даже сама музыка на носителе перестала иметь какую-то ценность для человека вообще. Раньше как было: ты заслушал «до дыр» новый альбом и убрал его на полку, чтобы через некоторое время вернуться к нему вновь. А сейчас слушатели знают, что любую песню можно легко скачать или удалить из плеера, если она не понравилась. Это сложный психологический момент для зрелых музыкантов.

С другой стороны, я понимаю, что эта ситуация облегчила жизнь многим молодым музыкантам. Если раньше мы стояли под дверью выпускающей компании или радиостанции и упрашивали их поставить свою песню в эфир, то теперь можно выложить новый трек в Интернет. Если песня интересная и уникальная, то она тут же разлетится невероятным тиражом по всем возможным источникам. А если нет, то нужно задуматься о создании новой песни, которая зацепит человека так, что он захочет ее себе скачать и послушать еще не один раз.

Современные технологии обеспечили мгновенный путь композиции от исполнителя к зрителю. Это удобно - ты выложил новую песню, и через пару минут она уже может быть в телефоне у твоего потенциального слушателя.

– Но вы наверняка потеряли какую-то сумму из-за интернет-пиратства?

– Ой, в нашей стране пиратство было практически всегда. Именно с тиражей мы особо ничего не потеряли, ведь у нас нет потиражных выплат. Группа «Чайф» всегда жила заработком с концертов, и за 30 лет ничего не поменялось. А вот западные музыканты действительно очень сильно пострадали от рук пиратов и потеряли огромные деньги.

– Владимир, а когда вы почувствовали, что ваша группа стала популярной? Вы помните момент, когда впервые оставили автограф кому-то?

– Про автограф уже и не вспомню, но расскажу о случае, когда я неожиданно узнал, что «Чайф» прорвался в массы. Это был 1992 год. Мы выпустили альбом «Давай вернемся» и анонсировали песню «Ой-ё» в Питере. Я шел глубокой ночью по длиннющему, почти бесконечному коридору гостиницы «Октябрьской», возвращаясь к себе в номер. И вдруг услышал, как за одной из дверей мужики поют песню «Ой-ё». Я даже остановился от неожиданности. То есть люди там собрались, выпивают, общаются, и им захотелось спеть мою песню. Ничего себе! Это был первый момент, когда я понял, что песни принадлежат уже не только нам, но и другим людям.

– А когда появились первые фанатки? Вы встречали таких бешеных, ненормальных девушек, требующих автографов в самых неожиданных местах?

– Вот тут нам немножко повезло. У группы «Чайф» поклонники были фактически с первых дней, но мы никогда не были предметом сексуальных мечтаний фанаток. Еще до появления Интернета у нас был фан-клуб, с которым связана одна смешная история.

Фан-клубом руководили пять девчонок, через которых проходили все письма от наших поклонников. Девочки исправно передавали нам записки, а мы все думали: «Что такое? Почему все письма от парней?» В итоге мы решили разобраться в этой странной ситуации и обманом вытащили из них всю информацию. Оказалось, что эти девушки поделили всех участников группы между собой и делали все, чтобы письма от других девушек до нас не доходили. А мы все ломали головы, почему нам пишут исключительно только люди из мест не столь отдаленных, военные, рабочие и просто парни. В общем, этот фан-клуб был успешно закрыт и разогнан.

А так у нас хорошие, добрые поклонники. Они спокойно к нам подходят, просят сфотографироваться и автограф оставить. Улыбаются, извиняются. В общем, все более чем корректно, и никого, кто бы набрасывался и рвал на себе одежду, я не встречал.

– Владимир, вы уже трижды дедушка. Часто ли вы балуете внуков? В чем различия Шахрина-отца и Шахрина-дедушки?

– Став дедушкой, я наверстываю все то, что не сделал, когда был отцом. Я ведь многие вещи упустил. Мои дочери появились, когда мне было 23-25 лет, и это было самое начало нашей музыкальной карьеры. Когда надо было быть с ними, гулять и играть, я больше занимался музыкой и всем прочим. Разумеется, семья к этому была не очень готова. Тем более что денег это дело не приносило. Вся эта рок-музыка и группа «Чайф» были раздражителем, а ни в коем случае не объединяющей семью вещью.

Сейчас мне гораздо проще. Ведь большим плюсом внуков, в отличие от детей, является то, что ты с ними играешь и возишься ровно столько, сколько хочешь. Когда чувствуешь, что устал, внуков можно отдать обратно родителям. (Шутка).

На самом деле для своих внуков я работаю таким круглогодичным Дедом Морозом. Конечно же, я всех их балую. Вот самый маленький внук, ему два года, у нас самый главный мужчина в семье. Он еще не очень хорошо говорит, такой серьезный немногословный парень. Поэтому когда ему хочется послушать, как я играю, внук молча берет меня за руку, ведет в маленькую домашнюю студию и указывает гитару, которую я должен снять. Кстати, этот малыш растет очень музыкальным парнишкой. Он очень любит музыку на виниле и не обращает внимания на песни, которые играют, например, с телефона. А поставишь пластинку, и он прям как завороженный замирает, вслушивается и начинает танцевать.

Я стараюсь делать все, чтобы у нас была большая и дружная семья. Я встречаюсь с родными как минимум раз в неделю и обязательно посвящаю им все свои выходные. Летом традиционно снимаю большой дом на море. В этот раз мы всем составом были на Крите. Только представьте: девять человек, один микроавтобус и дедушка (Владимир Шахрин. - Прим. ред.) за рулем. Вот так мы и проводим время вместе: общается, веселимся, купаемся, поем песни.

У меня, когда я был отцом, такого не было, а сейчас я могу себе это позволить.

– Следите ли вы за современными рок-музыкантами или исполнителями других жанров?

– По возможности слежу, и меня смущает очень жесткое структурирование музыкальных жанров. Музыканты сами себя загнали в рамки. Они выбирают один стиль и все время держатся только в конкретном формате. Даже звучание разных исполнителей в один момент стало одинаковым, потому что все пользуются все одними и теми же заготовками, программами и студийным оборудованием.

Но большие акустические студии умерли почти во всем мире, а не только в России, ведь, к сожалению, нынешним потребителям музыки не нужно какое-то суперкачество. Условно говоря, если ты запишешь трек на аппаратуру у себя дома, то этого будет вполне достаточно, чтобы был скачан и звучал из каждого телефона.

Недавно мы записывали большую программу с оркестром. Я выступал в качестве звукорежиссера и спросил: «Здесь пульт такой шикарный, большой, может, мы будем сводить здесь?» Мне отвечают, что все сводиться будет в компьютере: «Все равно никто разницы не услышит, чего заморачиваться».

Поэтому до сих пор, слушая молодые группы, я так и не встретил такой коллектив, чье звучание вызвало бы у меня восторг. И это касается не только России – абсолютно такая же ситуация происходит во всем мире. Я считаю, что последняя великая группа, которую можно назвать голосом эпохи конца 90-х - начала 2000-х, – «Radiohead». Последние великие российские исполнители, которые могут претендовать на голос эпохи, - это «Сплин» и Земфира. А молодые группы пока не способны перевернуть сознание слушателей.

Это естественная история, случившаяся и с классической музыкой, и с джазом. Например, весь джаз остался в 20-50-х годах, дальше никто ничего великого не сделал. Тысячи саксофонистов стараются, играют, но я понимаю, что последний великий был Майлз Дэвис, который соединил современное электронное звучание с очень живым и уникальным звучанием саксофона. В классической музыке такая же история: консерватории заканчивают тысячи молодых композиторов, а люди все равно ходят в известные концертные залы слушать Бетховена, Листа и Моцарта.

– Получается, у вас не останется музыкальных наследников?

– Почему? Этот жанр уже сформирован. Появятся музыканты, которые будут хорошо играть эту музыку и по-своему ее трактовать. Мы же ходим с удовольствием на оркестр Юрия Башмета, который исполняет музыку Дмитрия Шостаковича. В этом никакой проблемы нет. Другое дело, что молодые музыканты не играют музыку современных композиторов. Но это уже иной вопрос.

Рок-музыка станет таким же состоявшимся жанром. Здесь тоже появятся молодые музыканты, которые будут классно петь песни Бориса Гребенщикова, пусть и в совершенно другой манере. И люди будут ходить на концерты, получать удовольствие от звучания. Например, самый популярный альбом Рода Стюарта – это роскошно переписанные вещи 40-х годов. Я, не живя на Западе, не имея доступа к музыке 40-х годов, никогда бы раньше не услышал ничего подобного. А благодаря Стюарту мы все имеем возможность приобщиться к этому новому для нас направлению.

– Ваши песни же тоже были перепеты. Например, в фильме «Стиляги» прозвучало несколько ваших старых хитов. Как вы к этому отнеслись?

– У меня была только одна претензия к ребятам - они к каждой песне дописали по корявому куплету. Почему они не позвонили мне? Я бы дописал лучше. Просто сказали бы, что им нужно туда вставить, и я бы придумал, как это можно интересно обыграть. Но в целом ребята спели хорошо и сделали очень качественную аранжировку.

Напомним, что музыкальный фестиваль MEGAFONLIVE впервые прошел на Дальнем Востоке в минувшую субботу, 16 июля. Во Владивостоке концерт группы «Чайф» прошел на площади Борцов за Власть Советов, которая была практически полностью заполнена зрителями. Огромное количество зрителей пришло и на концерт Дианы Арбениной и группы «Ночные снайперы» в Хабаровске, который состоялся на площадке рядом с Ареной «Ерофей». По предварительным оценкам, обе площадки собрали более 40 000 зрителей.

Во время концертов абоненты «МегаФона» проговорили в общей сложности 95 000 минут, а общий объем скачанного и загруженного мобильного трафика соответствует более чем 100 000 фотографий. При этом 50% дата-трафика в обоих городах пришлось на сеть 4G+.

Фестиваль MEGAFONLIVE продолжится в других регионах страны до 13 августа под девизом «Близкие города - близкие люди». Видеотрансляции с концертов можно будет смотреть на сайте live.megafon.ru.

Новости партнеров

Интервью