2019-10-17T11:10:51+10:00 2019-10-17T11:10:51+10:00

Ксения Харлан: «Инженерное творчество – это очень интересно»

Руководитель «Кванториума» рассказала о работе детского технопарка

17 октября 2019, 11:10

Фото: предоставлено ДТ «Кванториум»
Фото: предоставлено ДТ «Кванториум» | Ксения Харлан: «Инженерное творчество – это очень интересно»

1 октября во Владивостоке заработал уникальный образовательный проект «Кванториум». Об особенностях организации учебного процесса, преподавателях и уникальном оборудовании рассказала руководитель детского технопарка «Кванториум» Ксения Харлан.

– Кванториум – это федеральный проект новой модели детского дополнительного образования. В чем его особенности и отличия от типичных школьных кружков по интересам?

– Кванториум – это по сути те же кружки технического творчества, как было в советское время, но значительно более модернизированные, усовершенствованные и готовые к тому, чтобы дети не только получали удовольствие от того, чем они занимаются, но и могли определиться с будущей профессией. При этом если в рамках вводного модуля ребенок понимает, что это не совсем то, чем бы он хотел заниматься, то он может перейти на другой квантум. То есть в течение 3,5 года ребенок может обучаться в квантумах и определяться, в каком именно направлении он хочет развиваться дальше.

У нас есть профориентационный отдел, который занимается подростковой профориентацией. Мы привлекли единственного в Приморском крае специалиста в этой сфере – Марину Григорьевну Ларюшину.

Информация о том, что представляет собой каждый квантум, какие наставники у нас преподают, есть на нашем сайте. Также можно задать любые интересующие вопросы.

– Для «Кванториума» было закуплено оборудование. Что это за оборудование? Расскажите, пожалуйста, подробнее о нем.

– Оборудование было закуплено на средства из федерального бюджета. Их общая стоимость составляет 73 047 858 руб.

Для VR-квантума были приобретены мощные графические станции – компьютеры, на которых пишутся программы, программное обеспечение (C++), а также очки виртуальной и смешанной реальности. Для промышленного дизайна также были закуплены мощные графические станции и программное обеспечение: такие программы, как Corel Draw, Adobe Illustrator и другие. Оборудование для хай-тек-квантума самое дорогое. Это ЧПУ-станки, лазерные граверы, фрейзерные станки, верстаки, промышленные 3D-принтеры. Для биоквантума были приобретены реактивы, микроскопы, ноутбуки, хромонограф, которого, кстати, больше в Приморском крае нет нигде. Закуплены также вытяжки и места для работы с реактивами. Для запуска квантума по робототехнике приобретен первый на Дальнем Востоке робот-манипулятор Кука. Он способен выполнять от самых простейших до более сложных функций, связанных с самостоятельной сборкой чего-либо в соответствии с заданной программой. В энерджи-квантум закуплены водородные станции.

К оборудованию ребенок допускается только после инструктажа по технике безопасности и получения допуска от наставника.

– Кто преподает в «Кванториуме»? Расскажите, пожалуйста, о преподавателях.

– У нас два наставника имеют профильное педагогическое образование, остальные – привлеченные специалисты-практики. В коллективе из 35 сотрудников 20 являются наставниками. Все они проходили федеральное анкетирование и утверждались федеральным куратором – Фондом новых форм развития образования, который является федеральным офисом сети «Кванториум». По результатам анкетирования они попадали в одну из трех зон: зеленую, желтую или красную. Зеленая зона – это значит, что кандидат может быть направлен на обучение. Если он попадает в желтую зону, то это значит, что ему чего-то не хватает, но есть возможность хорошо себя проявить и в дальнейшем получить согласование на дальнейшее обучение и работу. Кандидаты, оказавшиеся в красной зоне, категорически не подходят для работы в «Кванториуме».

Согласованные кандидаты были направлены на обучение. Сначала они проходили блок софт-компетенций: на умение работать в команде, креативность, мышление и умение «сплотить себя». Затем был блок профкомпетенций, где каждый будущий наставник проходил обучение по своему направлению, получал соответствующие компетенции, в частности по работе на специализированном оборудовании.

Все наставники достаточно молоды (от 20 до 36 лет), при этом у каждого из них уже есть какие-то звания и статусы. К слову, это было одним из требований федерального проекта. Это необходимо для того, чтобы они сами были достаточно гибкими и обучаемыми, при этом у них уже были знания, которыми они могут поделиться с детьми, чтобы они смогли сориентироваться в сфере и найти себя в ней.

Есть наставники, которые работают только в «Кванториуме», а есть те, которые совмещают работу в «Кванториуме» со своей основной деятельностью.

– Как организован учебный процесс?

– Для организации учебного процесса у нас предусмотрены площади 1600 кв. м. Это музеи, библиотеки, семь лабораторий по семи направлениям – квантумам. Самый большой из них – хай-тек – 130 кв. м.

Наборы в «Кванториум» будут проходить два раза в год. Сейчас мы набрали 834 школьника на вводный модуль, который начался 1 октября. Следующий набор запланирован уже на декабрь, а сами занятия начнутся с февраля.

Обучение в «Кванториуме» проводится по модулям. Первый модуль – вводный: 72 часа. Занятия проходят в течение полугода: дети занимаются по два часа в день два раза в неделю. По завершении модуля они проходят итоговое тестирование, по результатам которого определяется, готов ли ребенок перейти на изучение углубленного модуля по выбранному квантуму. Второй модуль – углубленный: 108 часов. Занятия также проходят в течение полугода. Третий модуль – проектный: 216 часов. На этом этапе, который длится год, наставник дает минимум знаний, а ребенок в основном самостоятельно занимается собственным проектом. Это может быть либо собственная идея, с которой он пришел, либо госзаказ от промышленного или интеллектуального партнера (проект, реализация какого-либо проекта или научно-исследовательская работа). На выходе из «Кванториума» ребенок защищает какой-либо проект как конечный продукт и получает свидетельство о том, что он успешно освоил ту или иную образовательную программу.

Что касается формата проведения занятий, то только на самом начальном этапе он носит лекционный характер. Это нужно для того, чтобы наставник понял, на каком уровне находятся дети. Однако в большинстве своем занятия представляют разного рода кейсы: наставник дает детям задания. Цель заключается в том, чтобы ребенок стремился самостоятельно найти новое знание. Домашних заданий не будет, но предусмотрен материал для самостоятельного изучения.

Группы, а именно их количество и количество обучающихся в них школьников, сформированы согласно федеральным стандартам. Так, к примеру, в квантуме хай-тек восемь групп по восемь человек и три наставника.

– Что в «Кванториуме» предусмотрено для гуманитариев?

– Начнем с того, что, как правило, ребята гуманитарного склада выбирают естественно-научные направления: математику, шахматы или биологию. Они развивают свои гуманитарные навыки и наклонности. Однако в том же биоквантуме нужна математика. И у нас есть три дополнительные программы: шахматы, математика и английский язык. Они включены в программу углубленного модуля, и благодаря этим программам дети восполняют существующие пробелы в знаниях. Нельзя сказать, что есть четкое разделение на инженеров и гуманитариев. Сейчас дети обладают универсальными знаниями, просто владеют ими на разных уровнях. Но программированию учат всех в зависимости от выбранного каждым из них направления.

– У «Кванториума» уже есть партнеры?

– У нас есть партнерские взаимоотношения с ВГУЭС, МГУ им. Невельского, Дальрыбвтузом. Также ведутся переговоры с ТГМУ в части работы биоквантума, потому что у нас есть раздел «геномная инженерия». Здесь у нас взаимный интерес, в частности у нас есть оборудование, которого пока нет в этом вузе.

Пока совместных проектов у нас нет. В данный момент наш проектный отдел прописывает их совместно с сотрудниками вузов. Однако ВГУЭС приглашал нас на свою площадку для участия в мероприятии. Наши наставники презентовали квантумы и на простых примерах объяснили, что инженерное творчество – это очень интересно.

Хочу также отметить, что в Москве есть такая программа, как «Ректорский набор». Она предполагает для школьников, прошедших обучение в «Кванториуме», бонусы при поступлении в вузы. В настоящее время мы работаем над тем, чтобы приморские вузы давали нашим выпускникам дополнительные баллы при поступлении для того, чтобы у детей был дополнительный стимул не только реализовать себя, но и возможность продолжить обучение по выбранному направлению в вузе.

– В «Кванториуме» будут обучаться только дети из Владивостока? Или у детей из других муниципалитетов Приморского края также будут на это возможности? Как это будет организовано?

– На сегодняшний день мы являемся муниципальной структурой, поэтому нацелены на выполнение муниципального задания. Если будет принято иное решение, то обучение в «Кванториуме» для детей из других муниципалитетов Приморского края вполне возможно. Есть такое направление, как «Мобильные кванториумы», и краевая администрация подала заявки на то, чтобы в 2020-2021 годах появились два мобильных технопарка по национальному проекту «Образование», который реализуется в рамках краевой госпрограммы «Развитие образования Приморского края». Они нацелены на то, чтобы учить детей и обучать преподавателей на местах. Так, детям будут даваться задания, какие-то направления и векторы дальнейшей самостоятельной работы, и наставники уже дистанционно будут контролировать процесс их выполнения.

Новости партнеров

Интервью