Спектакль «Горка» в Приморском краевом драматическом театре молодежи готовили в условиях особой секретности. Творческая группа из Санкт-Петербурга держала в интриге не только зрителя, но и прессу. И это понятно: реакция неподготовленного человека, как правило, более ценна, нежели оценка искушенного и подкованного с точки зрения погружения в материал.
22 ноября состоялась премьера, на которой удалось побывать корреспонденту PRIMPRESS. Заполненный зал, витающие в воздухе флюиды торжественности и особенности будущего действа – магия... Впрочем, забегая вперед, хочется отметить, что продукт вышел действительно скорее для искушенного зрителя, видавшего виды и любящего поразмышлять над символами, смыслами, подтекстами и прочими особенностями художественного языка спектакля. Этого здесь было с лихвой.
История, на первый взгляд, незамысловатая – о нас, зависимых от гаджетов. Главная героиня – Анастасия Витальевна, воспитатель в детском саду. Ее задача – подготовить с малышами номера к новогодней елке и организовать возведение снежной горки. Все бы ничего, если бы не чат, который доводит девушку до отчаяния. Через него с ней выясняют отношения и коллеги по работе, и родители детей.
Режиссер Павел Макаров использует довольно любопытные приемы, чтобы показать эмоциональное состояние героини через физику, через действия и окружающие ее объекты. В диалогах с медработником в детском саду это кровать с удерживающими ремнями, которая используется в психиатрических отделениях. Общение с музыкальным руководителем происходит через имитирующие нотный стан красные ленты, протянутые вдоль всей сцены. Однако центральным объектом для передачи эмоционального состояния героини являются покрышки. Они используются в каждом эпизоде. При этом на них указаны не только имена героев, но и места действия и даже ситуации. Вот, где действительно можно разгуляться любителю искать смыслы и подтексты. Поклоннику классического театра, напротив – будет сложно и некомфортно. Действие полно условностей.
Сценографию Егора Пшеничного нельзя назвать масштабной. По сути, это уголок в комнате, где живет главная героиня, горка, которая появляется только в финале, большой объем реквизита, о котором уже упоминалось ранее. Основное действо все же происходит в эфире – через гаджет и решается через свет, прописанный Эмилем Авраменко. Это ирреальное пространство, которое влияет на нас значительно сильнее, чем реальная жизнь.
Непросто говорить об актерских работах, поскольку в спектакле более эффектно представлен мир онлайна, нежели реальных людей. И все же Дарья Мухортова, сыгравшая главную героиню, создала близкий и понятный многим из нас образ. В ней отчасти можно узнать себя. К слову, для актрисы эта работа стала дебютом.
В спектакле также заняты Сергей Рюмкин, Юлия Орышечко, Олеся Белоконь, Олег Демчук и Игорь Сушков, исполнившие сразу по 2-3 роли.
«Горка» – сложный, многослойный и многосмысловой спектакль. Каждый волен давать свою трактовку увиденному, однако одно совершенно очевидно: трагедией современности становится вытеснение реальной жизни виртуальной, когда большее значение имеет то, что пишется где-то, а не говорится открыто – в глаза. Более того, собранные из букв слова, а из слов предложения, часто не передают живой интонации их автора. Бывает сложно и невозможно понять, с каким посылом писались сообщения. Электронный канал связи рушит живые связи между людьми, создает между ними искусственные барьеры, которых в реальной жизни не существует. Вот такая «Горка», однако.