Реализация масштабных проектов по строительству судов по принципу инвестиционных квот может быть эффективной только при наличии достаточного количества специалистов на судостроительных предприятиях, – заявила член Совета Федерации Людмила Талабаева по итогам заседания рабочей группы по развитию рыбохозяйственного комплекса. Как отметили на заседании представители Росрыболовства и Минпромторга, российскими судостроительными предприятиями уже заключены контракты на строительство судов-краболовов и автономных морозильных траулеров. По поручению президента правительство разрабатывает механизм предоставления субсидии до 20 процентов стоимости судна.
В общей сложности на Дальнем Востоке в ближайшие годы будет построено 14 рыбоперерабатывающих заводов и 39 судов. Первое заложили во Владивостоке. Однако ряд предприятий столкнулся с тем, что за годы простоя без заказов была утрачена квалификация специалистов со средне-техническим образованием. Особенно остро стоит проблема с нехваткой сварщиков. Кроме того, некоторым заводам, специализирующимся на судоремонте, предстоит пройти модернизацию, для того чтобы заняться судостроением. Это также потребует расширения штата.
Член Совета Федерации от Приморья Людмила Талабаева неоднократно обращала внимание на эту проблему. Вопросы нехватки кадров в судостроении и в рыбной отрасли Людмила Талабаева поднимала, например, на расширенной коллеги в Росрыболовстве и на круглом столе в Астрахани, посвященном этой проблеме. А также эта проблема обсуждалась в ходе рабочих поездок Людмилы Талабаевой в Приморский край.
«В таких условиях критически важно не допускать закрытия профильных учебных заведений, их сокращения или оптимизации. Например, недавно нам удалось отстоять Славянский рыботехнический колледж (филиал Дальрыбвтуза) в поселке Славянка. Такие учебные заведения, как морские колледжи в Находке, Славянке и других городах Дальнего Востока являются филиалами крупных ведомственных вузов и часто функционируют за гранью рентабельности. Поэтому встает вопрос об их сокращении. Однако если сейчас допустить закрытие даже нескольких средних учебных заведений, которые готовят кадры для отрасли, то планы по развитию рыбохозяйственного комплекса, строительство новых судов на отечественных верфях попросту некому будет реализовывать», – отметила Людмила Талабаева.
Ранее делегация членов Совета Федерации посетила судостроительные предприятия Дальнего Востока, где также была отмечена нехватка квалифицированных кадров. В качестве одного из вариантов решений было предложено привлечение специалистов из других регионов для работы вахтовым методом.
Член Совета Федерации от Приморья Людмила Талабаева рассказала, что 17 декабря в верхней палате российского парламента состоится круглый стол, на котором будут обсуждаться проблемы кадрового дефицита отрасли, и пригласила все заинтересованные стороны к диалогу.