2016-08-12T09:52:33+10:00 2016-08-12T09:52:33+10:00

«К»: рыбак в Приморье - самый главный шпион и террорист

Эксперты рыбного хозяйства края обсудили насущные проблемы прибрежного рыболовства в регионе

12 августа 2016, 09:52
Екатерина Цой

Фото: PRIMPRESS
Фото: PRIMPRESS | «К»: рыбак в Приморье - самый главный шпион и террорист

Члены Общественного экспертного совета по рыбному хозяйству, водным биологическим ресурсам и аквакультуре Приморья обсудили острые вопросы, препятствующие прибрежному рыболовству в крае. О подробностях дискуссии рассказал деловой еженедельник «Конкурент».

Первоначально на повестку дня было вынесено постановление администрации Приморья «Об определении на территории Приморского края мест доставки уловов водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении прибрежного рыболовства». Этот документ должен был пройти безболезненную процедуру согласования - в пояснительной записке подчеркивалось, что добытый прибрежниками улов обязателен для доставки на берег, а произведенная на судне продукция из этого же улова может идти на экспорт.

Проблемы прибрежного рыболовства в регионе раздуваются несоизмеримо по сравнению с объективным местом этой отрасли в структуре всего рыбного хозяйства края. Если раньше здесь рыбу добывали и морепродуктами обеспечивали десятки, а может, сотни предприятий и колхозов, то сейчас число рыбаков можно пересчитать по пальцам. Количество же судов, занятых прибрежным рыболовством, и вовсе становится угрожающе низким. Так, по итогам 2015 г. прибрежники из 15,5 тыс. тонн квот освоили 12 тыс., и в основном за счет неодуемых видов рыб.

– Пароходов практически не осталось, специалисты, способные работать в прибрежном рыболовстве, тоже в дефиците. Многие предприятия отказываются от этого вида промысла. Прибрежка умирает. Мы держим свои два парохода в прибрежке — из-за субсидий краевого бюджета трехлетней давности в размере 100 миллионов рублей. Их вложили в цех переработки, закупили изотермические контейнеры и отремонтировали два МРС. Но это все равно нерентабельный проект, - обозначил управляющий ГК «Доброфлот» Александр Ефремов.

Чиновники от Росрыболовства предприняли попытки придать стимул прибрежке в уже принятых поправках в закон «О рыболовстве…», но, по словам ветерана рыбной отрасли Приморья Федора Новикова, проблема оказалась настолько глубокой, что цели снова размылись, а механизм работы вновь опустился на дно.

– Есть понятие «живой продукт». Он стоит дороже всего. Если есть возможность поставлять его на внешний или внутренний рынок, то надо для этого создать экономические условия. Вместо этого кто-то, сидя возле реки Оки, начинает писать правила для морского рыболовства. Более того, сейчас хотят заставить всех перерабатывать на судне. А берег? Зачем тогда вообще рыбный кластер делать? Тогда давайте рассматривать все в комплексе: что-то морозить, что-то перерабатывать, что-то экспортировать в живом виде. Но нет, бросаемся в крайности.

Пограничники, оказывается, тоже вставили немало палок в колеса и без того плохо отлаженному механизму прибрежного рыболовства.

– Рыбак у нас — главный шпион и террорист. Очень остро стоят вопросы оплаты подхода-отхода судна, оплаты треков технических средств контроля (ТСК). Судам, которые не обязаны иметь ТСК, по факту запрещают работать ночью. Проблем в прибрежном рыболовстве много, — рассказал начальник отдела рыболовства и сохранения ВБР департамента рыбного хозяйства края Виктор Анисимов.

Федор Новиков поддержал коллегу, отметив, что пограничники нередко задерживают рыбаков с морепродуктами, мешая последним завершить работу в срок.

– Проблема с пограничниками огромная. В Хасанском районе поймали полторы тонны минтая, попалось и штук 20 трески. На рыболовном сейнере этого не было видно при пересыпке. Начали на берегу перевешивать, нашли. Штраф 5 тыс. В Каменке перевешивают на берегу морскую капусту, идут в цех — и снова перевешивают. Длинная и никому не нужная история.

Также эксперты затронули вопрос создания рыбных рынков в Приморье. Их предполагается пять — два во Владивостоке, по одному в Находке, Артеме и Уссурийске. Но, по словам главного консультанта отдела анализа, оценки и прогнозирования департамента рыбного хозяйства края Елены Купцовой, на данный момент проект продвигается только в приморской столице.

– Создание рыбного рынка является частью программы развития рыбного хозяйства. В связи со сложными экономическими условиями в этом году финансирование рынка было упразднено. Тем не менее определены два места во Владивостоке — ул. Татарская, 1 и Корабельная набережная, 24. ООО «ДВ-Комбинат» вернется к проекту на Татарской после согласования проектов строительства железнодорожных путей и ВКАД. А рынком на набережной занимается администрация Владивостока. Работа по оформлению земельных участков в собственность была завершена в мае 2016 года.

Для того чтобы имеющаяся инфраструктура Приморья уже сейчас смогла стать «якорной» частью рыбного кластера, эксперты предложили создать четыре дивизиона — на Сахалине, Камчатке, Курилах и в Приморье. Первые три региона будут ловить рыбу, а потом поставлять ее в Приморье. Отсюда уже продукция глубокой степени переработки будет отправляться на экспорт и внутренний рынок. Пока же Росрыболовство не создало ни нормативных актов, ни управляющей структуры для координации деятельности в кластере.

Новости партнеров

Жизнь региона