Исцеляющий души: в театре им. М. Горького второй сезон идет спектакль «Жена, любовница, сиделка»

Рецензия на спектакль
10 февраля 2020, 12:24

Фото: gorkytheater.ru
Фото: gorkytheater.ru | Исцеляющий души: в театре им. М. Горького второй сезон идет спектакль «Жена, любовница, сиделка»

Спектакли с небольшим количеством действующих лиц требуют особого мастерства от его создателей. Как правило, либо они производят впечатление на зрителя, либо терпят крах еще на старте. Подобные постановки– всегда большой риск. Но Приморскому краевому академическому театру драмы им. М. Горького не пристало пасовать перед сложными задачами. Одной из таких постановок стал спектакль по пьесе Ганны Слуцки «Жена, любовница, сиделка». Он идет в театре уже второй сезон.

Исходные данные: три действующих лица, большая сцена, два действия. Задача минимум – удержать внимание зрителя, задача максимум – волнение, смех, слезы, учащенное сердцебиение и катарсис, чтобы после смотреть на мир другими глазами. Что для этого нужно? Пожалуй, верно подобранные краски, точно подобранные интонации, удачно найденный ритм истории, подобный стуку сердца, и все то, что сложно «упаковать» в слова и выражения. Впрочем, и предыдущие, судя по всему, тоже звучат достаточно коряво и несуразно в отношении того, что предстоит увидеть и ощутить зрителю.

Спектакль состоялся благодаря удивительному актерскому ансамблю, состоящему из народного артиста РФ Александра Славского, артистов Валентина Запорожца и Александры Аубекеровой.

Богатый старик Стивен капризен и мелочен. Он тяжело болен. При нем врач Егор и сиделка Даша. Обоим он неплохо платит, за что регулярно и без зазрения совести позволяет себе вынимать из каждого душу. Александр Славский создал образ человека, уставшего от жизни, опустошенного и изнеможденного болезнью. В какой-то момент он принимает решение поиграть в благородство. Невинная затея заходит слишком далеко, и от притворства не остается и следа. Любовь к Даше озарила последние месяцы его жизни и обнажила для зрителя совсем иную, ранее незнакомую сторону души. И это не может не растрогать.

Интересно наблюдать за метаморфозами Даши. В самом начале она предстает прагматичной, несколько циничной девушкой, успевшей, как говорится, хлебнуть в жизни. Спонтанный каприз полоумного больного старика, и зрителю открывается совершенно другая Даша. Искренность чувств пожилого мужчины встречает взаимность. Александре Аубекеровой удается передать тончайшие нюансы перемен, которые происходят с ее героиней в переломный момент ее жизни, в первый переломный момент ее жизни. Второй же случится в финале.

Егор по ходу действия вызывает различные чувства. Валентину Запорожцу удалось воплотить образ, близкий многим из нас: талантливый, амбициозный, в меру прагматичный. Он не готов мириться с существующим положением вещей, он ищет лучшей жизни, лучшего будущего. Он слишком долго к этому шел и слишком много усилий приложил. Сначала он выслуживается перед Стивеном, потом ревнует его к Даше. К финалу он осознает смысл всех тех уроков, которые некогда преподнес ему богатый мучитель.

«Жена, любовница, сиделка» – очень многослойный спектакль. При этом декорации незамысловаты и с легкостью трансформируются из сцены в сцену. Они как бы «дают» необходимое пространство, в котором этой «многослойности» не будет тесно. Художник Владимир Колтунов (г. Москва), являющийся лауреатом премии «Золотая маска», сумел найти те выразительные средства, которые не только выполняют свое утилитарное назначение, но и передают душевное и духовное состояние героев: прямые и пересекающиеся линии, струящиеся материалы, открытое для игры света пространство. Вроде бы уютно, но как-то холодно, и хочется согреться через общение друг с другом – душевным теплом.

В спектакле много бытового юмора, близкого и понятного каждому. И это в какой-то степени делает героев ближе зрителю. Через него происходит первый близкий эмоциональный контакт с ними, благодаря которому в дальнейшем близко к сердцу будут переживаться драмы и страсти, боль и воскресение души.

Музыкальное оформление создает фон для истории. В афише жанр спектакля определен как подобие жизни: то ли было, то ли не было… Иллюзорность, эфемерность, на грани сна и яви: музыка обращает внимание зрителя не столько на материальное, сколько на внутренний мир героев и происходящие с ними изменения.

Финал предсказуем и вместе с тем обескураживает. Смертельно больной Стивен готовился к тому, чтобы покинуть этот мир через эвтаназию. Он засыпал навсегда абсолютно счастливым человеком. Он был счастлив от того, что последние месяцы его жизни были наполнены любовью, что его жене не придется видеть его в предсмертных муках, корчившимся от боли. Он ушел достойно, позаботившись о тех, кто был рядом с ним, и о том, кому было только суждено родиться. Так случилось, что о скором материнстве Даша узнает от Егора в самый горький час своей жизни.

И вроде бы будущее устроено, но остается немой вопрос: а как теперь со всем этим жить?.. Вопрос без ответа… Только вкус слез на губах.

Вы отвечаете
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.

Комментариев к этой статье нет
Новости партнеров

Культура