Самоизоляция пагубно влияет не только на физическое, но и моральное состояние – цикличность происходящего и неизвестность заставляют впадать в стрессовое состояние. В связи с высокой смертностью у пожилых людей от осложнений, вызванных COVID-19, ВОЗ рекомендовало ограничить личное посещение своих бабушек и дедушек для их же безопасности. Но принудительное нахождение в четырех стенах снижает их и без того низкую активность, сокращая потребности организма до минимума. Это подтверждают и врачи, отмечая, что отсутствие какой-либо активности и положительных эмоций снижает иммунитет почти вполовину.
PRIMPRESS решил узнать, как они справляются с этим положением и в чем самая большая сложность для пожилых россиян.
Нина Егорова, 79 лет, г. Владивосток:
– Тяжело, когда нельзя выйти на улицу, нельзя к внукам, хоть они и живут недалеко. Памяти и так уже нет, а тут еще и запоминать нечего – новостей-то никаких, кроме коронавируса. Все стараюсь делать, как обычно, по своему расписанию, но слишком много свободного времени остается. Воздухом дышу на балконе, но там сильно сквозит, вот вчера плечо воспалилось. Без пеших прогулок колени тоже совсем зачерствели. Обычно я в это время на даче с молодежью, но в этом году никто не рискует окружать меня общением, хотя я бы лучше рискнула, чем вот так костенеть.
Екатерина Огнева о своей бабушке:
– Моей бабушке 81 год. На самоизоляции она находится с 28 марта. Чтобы бабушка не выходила из дома, мы с мамой приносим ей продукты и оплачиваем счета по коммунальным платежам. По жизни она очень активный человек. В прежнее время дома проводила достаточно мало времени. Сейчас же опасается выходить. Большое влияние на нее оказывают новости, в которых озвучивается информация о текущей ситуации с коронавирусом в Приморском крае, в России и в мире. Мы часто созваниваемся, общаемся. Особых изменений бабуля не чувствует, но возможно потому, что мы о ней заботимся и стараемся поддерживать.
Агриппина Авдеева, 82 года, г. Владивосток:
– Слышать я хуже стала, так как говорить не с кем. Тут волонтеры ходят, так им некогда – пару слов скажут, и бежать! Я сама себе теперь хозяйка – меня дети изолировали и только звонят, собаку мне оставили, чтобы я не скучала. С соседкой втихаря собираемся, чтобы обсудить происходящее, так она жути нагонит, и самой страшно. Собака моя на пеленку ходит, да только мне проще спуститься с четвертого этажа с ней погулять, чем наклоняться и мыть полы каждый раз. Врачи ко мне не ходят, якобы нельзя, давление начало скакать, как сумасшедшее, сил нет даже иногда с дивана встать – вот приходится не садиться вовсе. Иногда поплачу, и легче становится, как будто выслушал кто-то. Лишили нас самых радостей – детей да внуков. Зачем нас беречь? Мы уже все свое передали другим поколениям, их пусть и берегут.
Алиса Бердюгина о своей бабушке:
– Моей бабуле 95 лет, и она никогда не подавала серьезных признаков старости. Да, болела нога после травмы, иногда плохо слышит, но зрение у нее отменное: до сих пор рисует маслом, вышивает и поделки делает. Сложно сказать, как на нее влияет вся эта ситуация, общением бабушка не обделена, поэтому и чувствует себя молодо для своих лет. Но после месяца карантина ей стало немного хуже – мы разволновались и отправили ее на дачу. Сейчас все в порядке, чувствует она себя хорошо, жалуется только на «мокрую» погоду.
Варвара Лукьянова, 85 лет, г. Владивосток:
– Я потихоньку гуляю со своей собакой вокруг дома, иначе ноги совсем ходить перестанут. У меня только внук остался, привез меня во Владивосток в прошлом году, а сам уехал за границу. Приезжает раз в три месяца, но сейчас до конца карантина мы не встретимся. Очень одиноко, когда даже поговорить не с кем, сидишь в квартире, как взаперти. Ноги ноют, пальцы не сгибаются, начинаю забывать, куда что положила, недавно сил не хватило цветы переставить местами.
Юрий Андропов, терапевт, заведующий частной клиникой:
– Рекомендации в этой области однозначны: долгое пребывание дома ослабляет иммунную систему. Это особенно важно знать пожилым людям и семьям с детьми. Первым необходимо постоянное общение, так как любая информация заставляет мозг думать. «Застои», особенно такие долгосрочные, чреваты ухудшением не только памяти, но и всех рабочих процессов: от суставов до сердца. Пожилые люди именно в период самоизоляции подвержены депрессиям и грусти, им одиноко. К сожалению, для их понимания мало простого звонка по телефону – это прерогатива молодого поколения, нашим бабушкам и дедушкам важны личные встречи.
Елена Коробкова, медсестра, Краевая клиническая больница:
– Самоизоляция в том аспекте, который рекомендует оставаться дома такое длительное время, очень плохо влияет на здоровье людей преклонного возраста в принципе. Иммунитет у этой группы лиц ослаблен, поэтому им наооборот рекомендованы прогулки на свежем воздухе. Также важна для здоровья двигательная активность, хотя бы ходьба. А это в пределах квартиры невозможно. И наконец, нужны позитивные эмоции, общение, а этого наедине с телевизором точно не получится добиться.