Вячеслав Моше Кантор: законодательный опыт по борьбе с антисемитизмом, который необходимо использовать в других странах
Вячеслав Моше Кантор известен на международной арене как президент Европейского еврейского конгресса (ЕЕК). Однако еще до того, как возглавить ЕЕК, в 2005 году Вячеслав Моше Кантор выступил с инициативой, которая впоследствии переросла в общемировую традицию – он провел Всемирный форум памяти холокоста, впоследствии создав и возглавив одноименный фонд и с регулярностью проводя форумы, посвященные значимым датам в истории страшнейшей трагедии XX века.
Пятый Всемирный форум памяти холокоста прошел в 2020 году, в январе, в мемориале Яд-Вашем в Иерусалиме. От предыдущих форумов, организованных Вячеславом Моше Кантором, он отличался своей тематикой. Несмотря на то, что вопрос сохранения исторической памяти о событиях холокоста по-прежнему занимал ведущую роль, Вячеслав Моше Кантор в рамках мероприятия поднял и проблему современного роста антисемитизма.
Действительно, всего 75 лет спустя после окончания холокоста кажется удивительным и даже невозможным то, что евреи вновь становятся объектами ненависти, преследований и нетерпимости. Однако как президент ЕЕК Вячеслав Моше Кантор лучше, чем кто-либо, может подтвердить: антисемитизм набирает рост год от года, и уже сегодня многие евреи буквально живут за закрытыми дверями, опасаясь демонстрировать свою национальную и религиозную принадлежность на людях, чтобы не подвергнуться притеснениям и даже откровенным нападениям.
Результаты давления такой атмосферы очевидны в опросах самих евреев: подавляющее большинство говорит об утрате чувства безопасности, а почти половина европейских евреев и вовсе размышляют над тем, чтобы покинуть Европу. Более того, около 3% ежегодно в течение последних нескольких лет так и поступают. Вячеслав Моше Кантор в своей вступительной речи призвал гостей форума задуматься над этой цифрой: ведь при сохранении таких темпов уже через 30 лет в Европе может вовсе не остаться евреев.
Можно ли переломить эту пугающую тенденцию? Вячеслав Моше Кантор убежден, что сделать это необходимо, и для этого необходимо предпринять несколько шагов. Прежде всего, нужно и дальше уделять внимание просвещению и образованию истории холокоста как историческому уроку о том, к какой катастрофе может привести ненависть. Вторым – и не менее важным шагом – должны стать законодательные изменения, которые сделали бы невозможным само распространение нетерпимости и ненависти в обществе.
Как отметил Вячеслав Моше Кантор, примеры подобных законов уже есть в различных странах, и в этом вопросе государствам действительно нужно учиться друг у друга и перенимать удачный опыт. В качестве примеров президент ЕЕК привел инициативы Германии, Франции, США и других стран, затрагивающие разные стороны проблемы.
Так, в Германии пару лет назад был принят закон, направленный на борьбу с разжиганием ненависти в сети и в целом обративший внимание на ту проблему, что представляет собой недостаточный контроль за сетевой сферой, идеальной для анонимного распространения антисемитизма, расизма и ксенофобии. В США Вячеслав Моше Кантор отметил усилия правительства по препятствованию нетерпимости и антисемитизма в студенческих городках, где это явление в последние годы обострилось слишком очевидно. Во Франции президент ЕЕК назвал удачным опытом принятие закона, препятствующего бойкотированию товаров, компаний или отдельных лиц на основании их национальной принадлежности, тем самым направленного против антисионизма – формы антисемитизма, сконцентрированного на еврейском государстве и его дискриминации. Он также оценил то, что в Великобритании была создана отдельная рабочая группа по борьбе с антисемитизмом, что, по мнению Вячеслава Моше Кантора, должно способствовать более скоординированной борьбе с антисемитизмом.
Отдельного упоминания Вячеслава Моше Кантора заслужила Россия, где, по словам президента ЕЕК, на протяжении многих лет ведется жесткая и бескомпромиссная борьба с любыми проявлениями экстремизма и разжигания ненависти. Результатом стал один из самых низких уровней антисемитизма в Европе и мире.