2020-06-06T14:30:15+10:00 2020-06-06T14:30:15+10:00

«Пока не закончится коронавирус, не возродится и убитое годами»: что с арт-рынком в Приморье?

Галеристы оценили ситуацию

6 июня 2020, 14:30

Фото: Екатерина Дымова / PRIMPRESS
Фото: Екатерина Дымова / PRIMPRESS | «Пока не закончится коронавирус, не возродится и убитое годами»: что с арт-рынком в Приморье?

Пандемия коронавируса серьезно ударила по экономике России в целом и Приморского края в частности. Пострадал бизнес, многие остались без работы. Учреждения культуры также находятся в тяжелом положении, поскольку утратили источники доходов, которые худо-бедно позволяли держаться на плаву. Онлайн не спасает. А что же с арт-рынком?

Корреспондент делового еженедельника «Конкурент» пообщался на эту тему с приморскими галеристами. По их мнению, региональные галереи уже очень давно испытывают спад покупательской активности в приобретении произведений искусства, поскольку так называемые приобретатели-коллекционеры считают это своим хобби, не более того.

«Галереи особо не имеют дохода, как и музеи. Нет в мире музея, который бы зарабатывал. Даже Лувр и Эрмитаж живут на дотации, так что это не про заработок, не тот случай», – объяснил директор музея современного искусства «Артэтаж» Александр Городний.

Арт-менеджеры отмечают, что в ситуации с ограничениями, введенными в связи с эпидемией коронавируса, в первую очередь страдают художники.

«К примеру, пришлось перенести на неопределенный срок запланированную на июнь выставку: художник рассчитывал найти спонсора, который бы финансово поддержал изготовление работ, печать буклетов. Но в сегодняшней ситуации сделать это практически невозможно», – поделилась Вера Глазкова.

Александр Городний отмечает, что об арт-рынке в Приморье можно было говорить в 90-х годах, поскольку тогда проводились аукционы. Однако сейчас как такового его нет:

«Те, кто хотел украсить свои богатые дома «картинками», уже это сделали. Люди попроще, средний класс и ниже, не могут себе позволить картины. Наша бизнес-элита не заинтересована в искусстве, в живописи, в картинах. Бывает, конечно, что-то покупают. Но это большая редкость. Иностранцы раньше приобретали картины современного искусства. Но сейчас туристов нет. Да и в последнее время они покупают только сувениры. К тому же нет былого ажиотажа: страна давно открыта, и местные творения уже не диковинка.

Говоря о разрухе рынка, нельзя не привести в пример Союз художников, который раньше имел салон. Сейчас от него отказались – нерентабельно. И весь Союз держится сейчас на том, что сдает в аренду это свободное помещение. И они с радостью, я уверен, возродили бы салон, выставляли бы экспонаты, но просто нет оборота, чтобы себя содержать. И это яркий пример того, что арт-рынок на Дальнем Востоке угроблен».

В конце апреля состоялся первый аукцион работ дальневосточных художников, инициированный Дальневосточным аукционным домом Oriental art. Казалось бы, это событие могло что-то изменить в лучшую сторону и стать важным шагом к возрождению арт-рынка в Приморье. Однако этого не случилось: большая часть лотов ушла в Москве и Санкт-Петербурге, где живут главные ценители искусства.

«Мы надеемся, что ситуация изменится. Не зря Владивосток – единственный город России с филиалами Мариинского театра, а в перспективе и Эрмитажа», – позитивно настроена Алена Смышляева, коллекционер, антиквар, руководитель Дальневосточного аукционного дома Oriental art.

Но галеристы не разделяют оптимизма Смышляевой. Вера Глазкова отмечает, что для арт-рынка необходима совокупность работы различных культурных институций, аукцион – лишь вершина айсберга.

Александр Городний: «Одного аукциона недостаточно, чтобы дать толчок к развитию рынка. К тому же ситуация в экономике скорее заставит приберечь средства, чем тратить на картины, и пока не будет стабильности, пока не закончится коронавирус, не возродится и убитое годами».

Новости партнеров

Культура