Анатолий Воронцов: «Наша миссия – равные возможности для людей с инвалидностью и без нее»

PRIMPRESS побеседовал с руководителем Экспертного центра доступной среды Приморского края
26 августа 2020, 13:00
Ульяна Бойцова

Фото: Анатолий Воронцов
Фото: Анатолий Воронцов | Анатолий Воронцов: «Наша миссия – равные возможности для людей с инвалидностью и без нее»

Как изменилось отношение общества к инвалидам, насколько сложен для организации доступной среды Владивосток – в интервью корреспонденту PRIMPRESS рассказал Анатолий Воронцов, руководитель Экспертного центра доступной среды Приморского края и компании «Доступный город».

- Анатолий, расскажите, пожалуйста, об Экспертном центре: когда был создан и какие задачи центр выполняет.

– Экспертный центр был задуман еще в 2018 году, когда я прошел обучение в АНО «Центр изучения проблем инвалидов» и получил сертификат эксперта. Но для создания организации необходимо было минимум два обученных специалиста. В 2019 году еще два человека, а сейчас – мои коллеги, прошли аналогичное обучение. И в начале 2020 года был создан Экспертный центр.

Основные задачи нашей организации – проведение паспортизации объектов социальной и транспортной инфраструктуры, сертификация объектов и экспертов в области создания безбарьерной среды. А также разработка технологий и правил взаимодействия персонала с инвалидами, обучение сотрудников организаций по созданию безбарьерной среды и этике общения с инвалидами. Сейчас мы планируем участвовать в разработке нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы организации доступной среды в Приморском крае и муниципалитетах.

Компания «Доступный город» была основана в 2016 году. За это время мы помогли адаптировать более трехсот объектов социальной инфраструктуры по всей стране. Основная миссия нашей деятельности – обеспечение равных возможностей для людей с инвалидностью и без нее.

- Какие наиболее важные изменения в жизни инвалидов произошли благодаря вашей организации?

– Мы помогаем создавать доступность, как физическую, так и организационную, в различных учреждениях и организациях, благодаря этому люди с инвалидностью имеют возможность посещать наравне со всеми остальными людьми отделения МФЦ и банков, покупать товары в торговых центрах, аптеках и супермаркетах, посещать спортивные объекты, смотреть спектакли в театрах и кино.

- Как изменилось отношение общества к людям с ограниченными возможностями здоровья?

– К людям с инвалидностью стало меньше жалости. И это хорошо, потому что сами люди с инвалидностью не хотят, чтобы их жалели. Они хотят, чтобы к ним относились как равный к равному, несмотря на наличие ограничений жизнедеятельности.

- Город постепенно становится доступнее для людей с инвалидностью: мы замечаем тактильную плитку, кнопки вызова сотрудников, пандусы. Но по факту на улицах по-прежнему не видно ни слабовидящих людей, ни инвалидов-колясочников. Как вы оцениваете реальную доступность городской среды для инвалидов?

– Владивосток имеет сложный географический рельеф. Однако ежегодно выделяются бюджетные средства на формирование доступной среды по всему Приморскому краю. Более доступными становятся учреждения здравоохранения, культуры, спорта. В меньшей степени доступна транспортная инфраструктура: в настоящее время пока только небольшая часть автобусных маршрутов оборудована низкопольными автобусами с местами для размещения кресел-колясок. Но в целом я вижу позитивные изменения. И меня искренне радует, что не только бюджетные организации, но и гостиницы, магазины, аптеки вкладывают свои силы и средства в формирование доступной среды.

- Что еще необходимо сделать для того, чтобы среда стала действительно доступной?

– Доступная среда включает в себя четыре основные составляющие: физическая доступность, информационная доступность, организационная доступность и коммуникационная доступность.

В понимании большей части людей доступная среда – это синоним физической доступности: установка пандусов, поручней, тактильной плитки, кнопок вызова помощников и т. д. Однако для того, чтобы объект был доступным, не менее важны три другие составляющие.

Информационная доступность позволяет человеку быстро ориентироваться на объекте без посторонней помощи, выбирать кратчайший путь к месту получения услуги. Важно, чтобы у человека была возможность получать информацию различными способами: визуально, на слух, тактильно.

Организационная доступность – это комплекс процессов, приказов и должностных инструкций внутри организации. Мало установить кнопку вызова помощника на объекте. Необходимо также определить, кто именно будет оказывать помощь и в течение какого времени она будет оказана. Мало установить нормативный пандус. Необходимо также регулярно очищать его зимой от снега и льда, иначе воспользоваться им будет невозможно. Чтобы не получилось, что доступная среда в организации номинально есть, а фактически объект недоступен.

Коммуникационная доступность – это комплекс правил по общению персонала с людьми с инвалидностью. Сотрудникам, оказывающим услуги, важно знать и понимать, как таким людям предлагать помощь, как их правильно сопровождать. Сюда же относятся и этика в общении. Например, в общении слово «слепой» рекомендуется заменять на «незрячий», словосочетание «человек с ограниченными возможностями» на «человек с инвалидностью», «прикованный к креслу-коляске» на «использующий кресло-коляску» и т. д.

- Сколько сейчас инвалидов в крае?

– В Приморье проживают более 120 тыс. человек, имеющих инвалидность.

- Как на жизни инвалидов сказалась пандемия?

– Пандемия и карантин для всех людей – это непростые испытания. Общественные организации для инвалидов были закрыты, многие учреждения не вели прием граждан. С другой стороны, социальные службы и волонтеры здорово помогли людям с инвалидностью пройти этот непростой период.

- Какую поддержку получают инвалиды и ваш центр от краевого правительства?

– Центр принимает участие в программе «Социальная поддержка населения Приморского края на 2020–2027 годы». Одной из задач программы является адаптация жилых помещений к потребностям инвалидов в Приморском крае. Люди с инвалидностью имеют возможность компенсировать средства, потраченные на покупку подъемников, пандусов, видеодомофона, расширение проемов дверей.

По программе предусмотрено авансирование до 70% стоимости. Для людей, которым сложно изыскать оставшиеся 30%, в нашем центре предусмотрели решение. Мы заключили договоры с некоторыми банками на предоставление беспроцентной рассрочки для людей с инвалидностью, а также заключение нотариальной сделки. Наша работа позволит людям получать подъемники и переносные пандусы абсолютно без вложения собственных средств.

Самые свежие материалы от PRIMPRESS.RU - с прямой доставкой в Telegram
Вы отвечаете
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.

Дмитрий 2 недели назад
Хорошее дело делаете! Успехов!
Новости партнеров

Интервью