Деловой еженедельник «Конкурент» рассказал историю одного незаурядного человека, который обладал качествами, заслуживающими восхищения.
Степан Востротин хотел стать врачом и окончил Казанский ветеринарный институт, затем учился в Парижской медицинской школе. Смерть отца заставила его вернуться в Россию, чтобы возглавить семейное золотопромышленное дело в Енисейске. Но судьба его связала с Владивостоком.
Востротин вложил деньги в покупку нескольких пароходов и стал совладельцем Енисейского пароходства. В то время золотые прииски уже истощались, и именно судоходство по Северному морскому пути показалось Востротину делом довольно прибыльным. И шансом для развития Енисейского края.
Весной 1906 года Востротин сделал попытку избраться в I Государственную думу. Но проиграл. Тогда он понял, что один лишь личный авторитет недостаточен для победы, нужна налаженная «партийная машина» и серьезно поставленная избирательная кампания. На довыборах в III Государственную думу Степан Востротин уже как лидер местного отделения Конституционно-демократической партии уверенно победил. Был он в то время гласным городской думы Енисейска, почетным гражданином и обладал недвижимостью на 15 тыс. руб. Все личные средства Востротин вложил тогда в развитие Енисейского речного пароходства.
Работая в Госдуме, Востротин не забросил и обычную работу. «Сибирское акционерное общество пароходства промышленности и торговли» планировало наладить регулярные торговые рейсы между Северной Европой и Центральной Сибирью через Карское море, ибо переправка грузов по железной дороге была очень дорога. В 1912 году общество предприняло путешествие, возглавить которое руководитель акционерного общества Иона Иванович Лид пригласил знаменитого ученого и полярного исследователя Фритьофа Нансена.
У пароходной фирмы «Христенсен» был зафрахтован пароход «Коррект», на который была погружена 1 тыс. тонн цемента в бочках для нужд Сибирской железной дороги. Руководство российской части экспедиции взял на себя Востротин. Нансен так писал о нем в своей книге воспоминаний «В страну будущего»: «Степан Васильевич Востротин – золотопромышленник из Енисейска, бывший городской голова этого города, а в настоящее время член Государственной думы, представитель края с почти миллионным населением. Вот страна, достойная зависти! Если бы наш стортинг созывался на таких условиях, в нем было бы два с половиной человека, и с ним было бы полегче сладить, чем с нынешними 123 депутатами. Лучшего спутника по Сибири у нас и быть не могло.
Карское море Востротин проехал во время своего свадебного путешествия в 1894 году, а вниз и вверх по Енисею плавал много раз. Свою родину и свое миллионное население он знал вдоль и поперек и являлся настоящим живым справочником по всем интересовавшим нас вопросам относительно условий местной жизни и труда. Кроме того, он сам в девяностых годах долгое время состоял совладельцем пароходства по Карскому морю и Енисею и даже приобрел для этого предприятия на собственные деньги несколько пароходов. В результате потерял немало денег, но обогатился большим личным опытом в этой области».
С началом Первой мировой войны Востротин неоднократно посещал действующую армию. В те месяцы он был избран членом Центрального военно-промышленного комитета, членом Главного комитета Всероссийского союза городов. Осенью 1914 года Востротин вошел также в руководящий комитет Сибирского общества помощи больным и раненым воинам и пострадавшим от войны, объездив тогда многие города Сибири.
Большевистского переворота Востротин не принял и в 1918 году переехал на Дальний Восток.
В конце октября 1918 года в Омске между представителями «белых правительств» Сибири обсуждался вопрос о формировании единого руководящего центра. По свидетельству одного из участников совещания, Востротин выступил тогда против кандидатуры адмирала Колчака в качестве «верховного правителя»: «По словам Востротина, адмирал Колчак был далеко не тот, что раньше. Он стал человеком, слишком часто меняющим решения, колеблющимся. Очень нервным. Вчера я виделся с адмиралом и нашел, что было бы не вредно дать ему еще трехмесячный отпуск… Определенно указывал на то, что в данный момент эта кандидатура мало подходящая».
Однако Колчака все же избрали, и «верховный правитель» воспользовался деловыми качествами Востротина. Востротин переезжает во Владивосток и занимает ряд руководящих должностей: председателя комитета Северного морского пути (головная контора которого располагалась в столице Приморья); уполномоченного Российского правительства на Дальнем Востоке; председателя делового комитета Государственной думы г. Владивостока; члена Государственного экономического совещания. Он принимает активное участие в подготовке переговоров с японским правительством и консулами союзных европейских держав об оказании военной помощи в борьбе с большевистской властью. Дважды Востротин ездил в Японию, в результате чего вопрос о предоставлении военной помощи со стороны Японии и стран Антанты был решен положительно.
После поражения колчаковских войск Востротин эмигрировал в Харбин, где много лет издавал наиболее популярную эмигрантскую газету «Русский голос» — «Влиятельный правый «Русский голос» Востротина — личности весьма примечательной».
В начале 1930-х годов Востротин переехал во Францию. Он скончался в 1943 году в Ницце и был похоронен на местном русском кладбище Кокад. Свое литературное наследие он завещал передать на родину. В 1946 году через посольство Советского Союза во Франции вдова Востротина передала его материалы в московское отделение архива АН СССР. В архиве РАН фонду Степана Васильевича Востротина присвоен № 529. В нем 12 единиц хранения. Это и записки о работе в Японии, и материалы о деятельности Временного правительства на Дальнем Востоке, и фотографии старого Владивостока.