2017-03-22T13:34:59+10:00 2017-03-22T13:34:59+10:00

Возмутительные цифры: законно ли в Приморье выросли счета за ОДН?

Расходы при содержании общего имущества многоквартирных домов в крае неожиданно увеличились в разы

22 марта 2017, 13:34

Фото: Анна Миронова
Фото: Анна Миронова | Возмутительные цифры: законно ли в Приморье выросли счета за ОДН?

После того как жители многоквартирных домов в Приморье получили квитанции с начислениями платежей по «коллективным» расходам электроэнергии, горячей и холодной воды, стало очевидным, что официальные уверения в заботе о гражданах – чистейшей воды демагогия. Нам твердили, что новый порядок оплаты ОДН принят ради того, чтобы жильцам не приходилось переплачивать по этой графе в квитанциях. Но против реальных цифр возразить нечего.

Автор этих строк в прошлом году платила за электричество, израсходованное на освещение подъезда, на работу двух лифтов и прочие «колхозные нужды», в среднем 61 рубль в месяц. В январской и февральской квитанциях 2017 года сумма выросла не на шутку – 166 рублей 83 копейки. Клянусь, никто в нашей 16-этажке не стал кататься на вертикальном подъемнике в три раза больше прежнего. И иллюминация на лестничных площадках и пролетах не сияет праздничными огнями круглые сутки. С чего вдруг образовались возмутительные цифры? Разобраться помог главный специалист информационного отдела казенного учреждения «Учетно-регистрационный центр Владивостока», член общественной организации «Домовой контроль» Игорь Курсаков.

Зачем общедомовые счетчики?

Жильцы 12-этажного дома на улице Магнитогорской, 22 в свое время заплатили около одного миллиона рублей, чтобы обеспечить доскональный учет потраченных коммунальных ресурсов. И до последнего времени были уверены, что потратились не напрасно. В высотке нет нежилых помещений с арендаторами, во дворе отсутствует автостоянка с мощными прожекторами. Совет дома неусыпно бдит, чтобы не появились несанкционированные подключения к инженерным сетям. Расход электричества на общедомовые нужды по прибору учета в месяц составляет чуть больше 864 кВт/ч. А по нормативу теперь приходится раскошеливаться за якобы «нагоревшие» 2623,55 кВт/ч.

Сколько воды тратят уборщицы, чтобы освежить кабину лифта, площадки и лестницы в подъезде? Не поверите: на то, чтобы два раза в месяц сделать влажную уборку, норматив предусматривает 14,4 кубометра холодной воды в месяц. Этот расчет Игорь Курсаков сделал для того же дома на Магнитогорской, 22, умножив площадь общедомового имущества на норматив холодной воды на ОДН – 0,022 кубометра воды, положенной на каждый квадратный метр общедомового имущества. А 14,4 «кубика» – это месячное потребление холодной воды двумя квартирами, оборудованными приборами учета, в каждой из которых проживают как минимум три человека.

Так что теперь непонятно, для чего собственники устанавливали общедомовые приборы учета, которые обошлись не в одну сотню тысяч рублей, а для некоторых домов и в миллионы своих кровных накоплений. Ведь именно для этой цели и ставили общедомовые счетчики – для оплаты ОДН исходя из реального потребления, а не нормативного. Для личных бюджетов граждан значение теперь имеют только квартирные приборы учета, чтобы хотя бы свои личные расходы оплачивать без нормативных переплат и повышающих коэффициентов за отсутствие счетчиков.

В чей карман разница?

Фишка нововведения в том, что управляющие компании жильцам начисляют ОДН по нормативу, а сами рассчитываются с поставщиками воды и электричества по показаниям общедомовых счетчиков, которыми оборудованы большинство домов во Владивостоке. Разница остается на счетах «управляек».

– Не думаю, что эти доходы для УК будут большими, – сомневается Игорь Курсаков. – Когда мы платили ОДН напрямую «ресурсникам», эти мощные холдинги в своем составе имели развитые абонентские отделы, большие штаты юристов. У них есть квалифицированные кадры, чтобы делать расчеты, оформлять иски, судиться с неизбежными должниками. А у многих управляющих компаний есть офис, в котором трудятся управляющий, бухгалтер и расчетчик. А все работы по содержанию жилфонда выполняют субподрядчики. В лучшем случае в штате есть юрист, но количество домов на обслуживании у каждой УК таково, что масштабы не позволяют реально работать с должниками. Ресурсоснабжающие организации в свое время отсуживали у должников большую часть долгов. Теперь же, когда функции по сбору ОДН возложены на управляющие компании, долги будут накапливаться, так как реально работать с должниками по ОДН управляющие компании не смогут.

Формально добросовестные жильцы многоквартирного дома не будут погашать своими платежами «экономию» неблагополучных соседей. Но есть такой нюанс: УК обязаны рассчитываться с «ресурсниками» в полном объеме, а потом вытряхивать ОДН с должников, как умеют. Впрочем, наше дело теперь только выкладывать деньги, а на чьи счета пойдет разница между реальным расходом ресурсов и нормативным, жильцам никто не обязан докладывать.

На что надеяться?

В феврале 2017 года Министерство строительства и коммунального хозяйства РФ слегка дрогнуло под натиском жалоб граждан, которым буквально залезли в карман при начислении ОДН по нормативу. В результате на свет появилось рекомендательное письмо, в котором разъясняется, что ОДН «может быть менее норматива», то есть в соответствии с показаниями общедомовых приборов учета. Однако эта официальная бумага противоречит Жилищному кодексу, который является федеральным законом, а стало быть, несостоятельна.

Точно так же предложения проводить ежемесячные собрания жильцов с целью голосовать за начисления ОДН по счетчикам не имеют никакого смысла. Не предусмотрена такая процедура Жилищным кодексом, и весь сказ. Министерское письмо «управляйки» обоснованно игнорируют. Рекомендация сомнительна с точки зрения закона.

В первые два месяца оплаты ОДН в соответствии с Жилищным кодексом РФ в Государственную жилищную инспекцию края поступило 355 обращений  приморцев, крайне недовольных резко возросшими начислениями. Предполагается, что ситуация улучшится после принятия в Приморском крае новых нормативов на оплату ОДН. Во всех регионах их должны установить до 1 июня 2017 года. Но в Приморье готовы пересчитать коллективные расходы уже в апреле. По словам и. о. директора департамента ЖКХ и топливных ресурсов Елены Пархоменко, планируется установить четыре группы нормативов: для многоэтажных домов с лифтом, с бойлером, с лифтом и с бойлером, без лифта и без бойлера. Остается только надеяться, что новые цифры будут ближе к реальным. А вернуться к более честным начислениям – по показаниям общедомовых счетчиков, – увы, это не региональная компетенция.

Губернатор Приморского края Владимир Миклушевский:

– Принято, на мой взгляд, несколько странное решение всех уравнять независимо от того, есть прибор учета или его нет. Я обратился в правительство России с предложением внести изменения в законодательство, предусмотрев оплату коммунальных ресурсов на ОДН по фактическим показаниям общедомовых приборов учета, но при этом не выше действующего норматива. Уже поступили разъяснения Минстроя России, что до 1 июня 2017 года, когда должны быть утверждены новые нормативы, начисление и оплата ОДН производится так, что у кого стоят приборы учета, те платят по их показаниям, а у кого таковых нет – производят оплату по ранее установленному нормативу.

И. о. директора департамента по ЖКХ и топливным ресурсам Приморского края Елена Пархоменко:

– Если прибор учета показывает огромное потребление за ОДН, а жильцы знают, что физически не могли израсходовать столько воды, электричества, то это говорит о неправильной работе коммунальных систем. Другими словами, где-то порыв, и за эту утечку управляющая организация должна уже платить сама. Обслуживающая организация должна быть заинтересована в исправности сетей дома, в установке ресурсосберегающего оборудования и приборов учета, которые помогут снизить платежи за потребленные ресурсы.

Справка

Государственная жилищная инспекция Приморского края проводит проверки управляющих компаний и РДН по жалобам о правильности выставления счетов за ОДН. С начала года поступило 355 таких обращений. При выявлении нарушений при начислении платы за ОДН будет произведен перерасчет. И именно управляющие компании должны информировать жильцов, разъяснять им порядок начисления платежей, из чего они складываются. Тогда у собственников жилья будет понимание того, откуда в коммунальных квитанциях берутся те или иные цифры. Деньги, не заплаченные жильцами за оказанные услуги, в первую очередь не доходят до самих «управляек». Поэтому именно обслуживающие организации должны быть заинтересованы в том, чтобы их работа была прозрачной для населения.

Новости партнеров

Жизнь региона