2017-11-28T09:34:28+10:00 2017-11-28T09:34:28+10:00

Как с выгодой для себя построить бизнес с Китаем

Эффективные логистические модели в современных условиях

28 ноября 2017, 09:34
Юлия Пивненко

Фото: «Альфа Импорт»
Фото: «Альфа Импорт» | Как с выгодой для себя построить бизнес с Китаем

Китай является одним из самых привлекательных торговых партнеров для России, ведь там можно купить абсолютно все, в любом количестве, любого качества и по хорошей цене. Но специфика этого рынка создает барьеры, которые может преодолеть не каждый участник ВЭД. О том, как выгодно построить бизнес на китайском направлении и найти самую эффективную транспортно-логистическую модель, PRIMPRESS рассказали эксперты.

Рынок восстанавливается

В первом квартале 2017 г. товарооборот России с Китаем составил $18 432 862 502, увеличившись на 37,14% ($4 991 601 442) по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. Экспорт России в Китай в первом квартале 2017 г. достиг $8 951 720 426, что на 50,04% больше, чем в 2016 г. Доля Китая во внешнеторговом обороте России в первом квартале 2017 г. оценивается в 14,3387% против 13,8457% в 2016 г. Соответственно, потребность в логистических услугах на данном направлении не только не снижается, но и стабильно возрастает, как и качество самих услуг.

Андрей СКРИЦКИЙ, генеральный директор ООО «ГК Альфа Импорт» – компании, которая с 2010 г. специализируется на международных перевозках и сегодня имеет четыре офиса в КНР и России: «В начале 2000-х практически 100% всех грузов из Китая попадало на территорию России морским транспортом, преимущественно через порты Владивостока, Находки и Санкт-Петербурга. Затем к морскому транспорту добавились автомобильные транспортные коридоры: самые крупные из них проходят через Пограничный в Приморском крае и Забайкальск в Амурской области. А последние годы стали активно развиваться железнодорожные маршруты, такие как скорый поезд Инкоу – Москва, Сучжоу – Москва. Любая компания может сегодня выбирать исходя из своих предпочтений экспресс-доставку авиа, морскую доставку или же мультимодальную перевозку, при которой наиболее выгодным образом совмещаются различные виды транспорта».

По словам экспертов, рынок транспортно-логистических услуг, пострадавший в 2015–2016 гг., сегодня восстанавливается. Это относится ко всем направлениям – морским, железнодорожным, автоперевозкам.

Заирбек Юсупов, генеральный директор Владивостокского морского торгового порта, вице-президент по портовому дивизиону транспортной группы FESCO: «Грузоотправители, экспедиторы и стивидоры постепенно привыкают к текущему курсу валют, есть некоторые признаки восстановления импорта и экспорта. Если не будет серьезных экономических потрясений, можно рассчитывать на постепенное выравнивание показателей портовой отрасли».

Андрей Скрицкий: «Был период, когда импорт действительно падал из-за высокого курса доллара. Соответственно, стали появляться новые производства на российской территории, и какие-то группы товаров, которые раньше импортировались, сегодня выпускают в России. Но со стабилизацией курсов валют грузопоток возобновился. И если мы обратимся к цифрам, то увидим, что только за первое полугодие 2017 г. наш внешнеторговый оборот с Китаем вырос на 35%, при этом экспорт в Китай – почти на 40%, импорт из Китая – примерно на столько же. То есть грузопоток растет. Я скорее могу говорить о его перераспределении, потому что с появлением новых маршрутов часть импорта, которая раньше проходила через Владивосток и Санкт-Петербург, ушла на Казахстан и Республику Беларусь».

Китайский менталитет и опасный рынок

Потеплевшая рыночная конъюнктура способствует тому, чтобы все больше молодых предпринимателей, а также средние и крупные компании, которые ранее осуществляли закуп в России, выходили на китайский рынок. Однако отсутствие опыта в данной сфере сопряжено со значительными финансовыми рисками.

Андрей Скрицкий: «Начнем с самого первого шага – поиска поставщика. В Китае десятки тысяч различных поставщиков продукции – как фабрики, так и торговые компании, выступающие посредниками. Связываясь с непроверенным контрагентом, вы рискуете остаться без товара и без денег. Решением проблемы может стать самостоятельная поездка в Китай, обращение к местным переводчикам, однако стоит иметь в виду, что качество их услуг зачастую оставляет желать лучшего.

Велика вероятность, что переводчик сотрудничает с китайским продавцом, и, помимо того, что вы оплатите его работу, в цену товара будет заложено вознаграждение переводчику от китайской стороны за то, что он привел клиента именно ей. Но это еще меньшее из зол. Ваш новый партнер может оказаться перепродавцом. Велики риски столкнуться с подставной компанией, каких много в Китае, – клиенты перечисляют им деньги, а они внезапно исчезают. Китайская фирма может не иметь экспортной лицензии, либо выяснится, что товар не соответствует заявленным параметрам качества: вы покупали одно, а получили совсем другое».

Следующий этап, на котором многие участники ВЭД делают ошибки, – оплата товара. Даже если вы отлично разобрались в китайском законодательстве и готовы перевести деньги китайскому поставщику, не стоит спешить. При выполнении переводов любая, казалось бы, незначительная ошибка в реквизитах может стать причиной долгих разбирательств с российским и китайским банками.

Без сложностей не обходится и получение платежей от китайских заказчиков. Евгений Карпов, глава компании, которая за 2017 г. экспортировала 13 тыс. тонн рыбопродукции в страны АТР – Корею, Японию и главным образом Китай, рассказывает, что 70% китайских производителей работают через аккредитив: «Грубо говоря, эта схема выглядит так: мы обращаемся в банк, который согласовывает сделку с китайским банком. Собираем полный пакет документов, предусмотренных условиями аккредитива, и только после этого деньги поступают к нам на расчетный счет. Оплата аккредитивом позволяет избежать подводных камней в торговом сотрудничестве, но вместе с тем создает дополнительные сложности».

Далее на товар нужно подготовить документы для таможенного оформления. Для этого потребуется изучить просто колоссальный объем информации: основы составления внешнеторговых контрактов, международные условия поставки ИНКОТЕРМС и таможенное законодательство. Вам нужно будет уверенно ориентироваться в кодах товарной номенклатуры, а также запретах и ограничениях на ввоз различных групп товаров, знать, как правильно определять таможенную стоимость товара и как ее подтвердить, особенности декларирования, правила заполнения таможенной декларации, особенности расчета и уплаты таможенных платежей и многое другое.

Проблема усугубляется тем, что законодательная база постоянно меняется – дополняется, корректируется. К тому же при внешнеторговых сделках необходимо соблюсти законы обеих стран. Большой перечень товаров требует подтверждения соответствия техническим регламентам, действующим на территории Таможенного союза и Российской Федерации, для ввоза в Россию, и он тоже постоянно изменяется. Если вы небольшое предприятие, которое работает с Китаем, то должны знать, на какой продукт какие документы необходимы и за какой срок их можно оформить, потому что есть риск, что товар привезут, а сертификаты будут не готовы.

После грамотного составления документов необходимо подать декларацию и пройти все меры таможенного контроля для выпуска товара в свободное обращение. На этом этапе участникам ВЭД не обойтись без помощи профессионалов.

Необходимо отметить, что таможенными органами постоянно предпринимаются шаги к упрощению процедуры таможенного оформления, такие как электронное декларирование, возможность выпуска до подачи декларации, сокращение времени выпуска и так далее.

Однако есть и обратная сторона медали: совершенствование правоохранительной и антикоррупционной деятельности таможенной службы создает проблемы добросовестным участникам ВЭД. В 2016 г. импортеры по всей стране столкнулись с полной невозможностью доказательства заявленной таможенной стоимости, если она оказывалась ниже установленного в таможне уровня, так называемого риска. А в этом году многие компании испытали на себе повсеместное применение мер фактического контроля (осмотры, досмотры, МИДК), в том числе с привлечением представителей различных функциональных отделов таможни, что неизбежно повлияло на сроки выпуска деклараций и привело к увеличению расходов.

Эффективная модель

Экономический спад повлиял на структуру рынка. Несмотря на то что объемы импорта постепенно восстанавливаются, многие компании до сих пор не имеют мощностей для формирования заказов на целый контейнер, как в докризисный период. Поэтому набирает популярность сервис по доставке сборных грузов из Китая, рассчитанный на заказчиков, у которых есть потребность в разовых и регулярных отправках небольших партий товара. Основное его преимущество заключается в том, что клиенту не надо вкладывать значительные средства в доставку контейнера и держать большой складской остаток. Он может по мере необходимости привозить 100–200 и более килограммов по невысокой цене, с полным пакетом документов, подтверждающих законный ввоз. То есть клиент снижает финансовую нагрузку на свой бизнес, а самое главное, освобождает время для решения стратегических задач вместо того, чтобы заниматься оперативными вопросами, связанными с доставкой.

Андрей Скрицкий: «В данном случае перевозка проходит несколько этапов, и на каждом логистическая компания решает ряд проблем заказчика. Первый этап – доставка на склад в КНР. На этом этапе производится отслеживание местонахождения груза при перевозке по Китаю, затем проверка состояния тары, описание товара и его количества при получении на складе консолидации. Клиент получает подтверждение, что соответствующий заказу груз действительно отправлен китайской стороной в нужном количестве. Это важно, так как при возникновении разногласий с фабрикой по товару можно более оперативно и менее затратно решить все вопросы еще при нахождении груза на территории Китая, нежели после получения на складе клиента.

Далее груз должен пройти через таможню, когда логистическая компания берет на себя процесс грамотной подготовки корректных документов для таможенного оформления, подтверждение заявленной таможенной стоимости, прохождение всех мер контроля. Клиент получает растаможенный груз. Во время приемки на складе РФ он еще раз пересчитывается и при необходимости ожидает дальнейшей отправки, в том числе возможно расформирование партии для отправки разными видами транспорта. Последнее звено этой цепочки – отгрузка экспедиторской компании, когда товар доставляют по указанному получателем адресу».

Сергей Юрченко, директор компании «ЛИДЕР-АТР»: «Все, кто занимается таможенным оформлением, пользуются аутсорсингом. На сегодняшний день я имею порядка четырех контрагентов среди логистических компаний – они предоставляют мне спецставки, которые, в свою очередь, покупают у таких игроков, как «РЖД», «Трансконтейнер», FESCO».

Сергей Симанихин, директор коммерческого департамента ПАО «ВМТП»: «Основу грузопотока портов традиционно формируют крупные клиенты, но мы стремимся наращивать сотрудничество с малыми и средними предприятиями. Зачастую индивидуальным предпринимателям сложно вести внешнеторговую деятельность, не у каждого есть возможность или необходимость приобретения целого контейнера товара.

Сегодня рынок сборных грузов показывает устойчивую тенденцию роста. Думаю, рост рынка связан как с укреплением курса рубля, так и с растущей популярностью электронной торговли. В последние годы e-trading активно развивается в России, при этом партии грузов в этом сегменте чаще всего небольшие – менее одного контейнера».

Евгений Новосельцев, заместитель генерального директора ОАО «ДНИИМФ» по НИОКР, кандидат технических наук: «Сборные грузы – услуга, которая закономерно набирает популярность на рынке транспортно-логистических услуг. В Китае, к примеру, ее давно практикуют, и нам тоже надо двигаться в этом направлении. Это очень выгодно, поскольку не надо покупать и отправлять полупустой контейнер – транспортные расходы распределяются на всех грузоотправителей.

Но организовать такой сервис, чтобы он был надежен и работал бесперебойно, задача не из легких, она требует слаженной работы экспедиторов, которые знают, какие грузы и по какому принципу лучше объединить, какие моменты предусмотреть, например, в упаковке, учитывая, что сегодня практикуется досмотр контейнеров. Популярность сборных грузов будет только расти – это очевидно».

Среди самых востребованных логистических моделей в 2017 г. и перспективных на 2018 г. Андрей Скрицкий выделяет такую услугу, как ДОСТАВКА СБОРНЫХ ГРУЗОВ + АУТСОРСИНГ ВЭД. «Она подходит самому широкому кругу участников внешнеэкономической деятельности, но в первую очередь малому и среднему бизнесу – интернет-магазинам, мелкооптовым компаниям, компаниям, занимающимся производством из иностранных комплектующих, стартапам».

Нужен посредник

Как показывает практика, участникам ВЭД проще обратиться к посреднику, который полностью привезет товар под ключ, особенно если говорить о тех, кто только начинает свой бизнес.

Заирбек Юсупов: «Наиболее эффективную логистику показывают компании, которые могут осуществлять доставку грузов «от двери до двери». Самые выгодные ставки и высокую скорость доставки предлагают те, кто может обеспечить контроль на всех этапах интермодальной транспортной цепочки».

Андрей Скрицкий: «Сегодня немало компаний обладает достаточными ресурсами и опытом, чтобы снять с клиента все вопросы по ВЭД, начиная от поиска поставщика и заканчивая таможенным оформлением и предоставлением полного пакета подтверждающих документов. Они помогают клиенту найти партнера на китайском рынке, проверить его, произвести оплату товара, подготовить все документы, доставить заказ «от двери до двери» с консолидацией на складе в Китае, провести таможенное оформление, и в конце концов товар благополучно прибудет на ваш склад с пакетом всех необходимых документов, подтверждающих его происхождение. То есть вы фактически получаете возможность закупать продукцию напрямую с китайской фабрики без посредников.

Надо понимать, что здесь вам не обойтись без людей, которые живут в КНР, знают язык и менталитет этой страны и прекрасно ориентируются на китайском рынке. Кстати, главная особенность, с которой сталкивается участник ВЭД, – это именно китайский менталитет. Нужно много лет прожить в Китае, чтобы его понять и научиться говорить с китайцами на одном языке, потому что человеку неподготовленному сложно представить, насколько мы разные. Даже красный цвет у нас один, у китайцев – другой, не говоря уже о каких-то важных принципиальных вопросах».

«Сколько стоит аренда, особенности местного законодательства, оплата – во всех этих вопросах не обойтись без посредника, который уже заслужил определенное доверие с китайской стороны», – отмечает Олег Елкин, предприниматель, участник ВЭД, специалист департамента инновационного развития ДВФУ. Некоторое время собеседник «К» размещал на территории Китая производство по выпуску игрушек. Эта практика, появившаяся 5–7 лет назад, сегодня широко распространена. Большое количество российских брендов – автотоваров, различных товаров народного потребления, спортивных, товаров для рыбалки и т. д. – производятся в Китае.

Андрей Скрицкий: «Могу привести пример одного нашего клиента – компании, которая начинала просто с того, что закупала китайские люстры и продавала их в России под китайским брендом. Набрав обороты, она зарегистрировала свою торговую марку и с нашей помощью разместила свое производство на нескольких китайских фабриках – плафоны, элементы основания и электрика производятся на разных предприятиях. И таких примеров достаточно. Многие компании, начинавшие с нами бизнес, сейчас выросли и организовали собственные отделы ВЭД, а стартовали с малого – покупали, привозили и продавали небольшие партии товара».

Факторы роста

Между тем Азиатский банк развития (АБР) повысил прогнозы экономического роста для азиатских рынков на 2017–2018 гг., отметив восстановление объемов мировой торговли и опять же улучшение перспектив подъема китайской экономики. Прогноз роста ВВП Китая повышен до 6,4% с 6,2.

Что касается России, то, по прогнозу МВФ, в 2018 г. российская экономика увеличится на 1,6%. Предыдущий прогноз на 2018 г. был 1,4%. Подъему ВВП будут способствовать стабилизация цен на нефть и смягчение финансовых условий.

Александр Латкин, руководитель Института кадров высшей квалификации ВГУЭС, доктор экономических наук, профессор: «Очевидно, что товарооборот России и КНР будет расти, причем он станет более сбалансированным по направлениям как импорта, так и экспорта. Кроме того, курс доллара сейчас очень выгодный для китайского юаня, поэтому многие товары китайцам выгодно закупать у нас, и сегодня в китайских городах открываются российские магазины. Такая динамика, несомненно, подстегнет рынок грузоперевозок».

Андрей Скрицкий: «Россия не может на данный момент освоить все производства, которые работают в Китае. Есть такие продукты, которые производят только на китайской территории, и за ближайшие 10 лет вряд ли что-то поменяется. Да, у нас есть успехи в части импортозамещения, появляются новые успешные предприятия на территории Российской Федерации, создаются рабочие места, и это не может не радовать, но предстоит проделать еще долгий путь, чтобы повлиять на глобальную статистику. И пока я не вижу больших предпосылок для снижения товарооборота с Китаем, наоборот, со стабилизацией курсов валют наблюдаю предпосылки к его увеличению. А значит, будут расти и потребности в логистических услугах на данном направлении, как и качество самих услуг».

Новости партнеров

Образ жизни