2018-09-21T11:00:45+10:00 2018-09-21T11:00:45+10:00

«Кризис не страшен»: как живет рынок коммерческой недвижимости во Владивостоке

Специалисты рассказали о перспективах бизнес-центров в приморской столице

21 сентября 2018, 11:00

Фото: из архива
Фото: из архива | «Кризис не страшен»: как живет рынок коммерческой недвижимости во Владивостоке

Несмотря на экономический кризис, офисных зданий и торговых площадей во Владивостоке становится все больше. В связи с этим возникает вопрос: для кого все это строится?

За последнюю пятилетку во Владивостоке был введен в эксплуатацию ТРЦ «Черемушки», «Сенданка-Сити», и, вероятно, в следующем году откроется «Калина молл» площадью 102 тыс. кв. м. По словам застройщика Олега Пикалова, мнение которого приводит Деловой еженедельник «Конкурент», есть инвестор, который хочет построить во Владивостоке еще более громадный торговый комплекс на 125-150 тыс. кв. м.

Кроме того, сам Пикалов в следующем году планирует завершить масштабный проект, запущенный в 2013 году, – 30-этажное офисное здание в районе Чуркина.

«Сроки затянулись, так как мы все зависим от экономической ситуации в стране, а в последние четыре года она весьма некрасивая. При этом я думаю, что мой объект будет востребован: я смотрю на другие построенные мной офисные помещения – они все заполнены. Бизнес работает. Люди не покупают офисы, они их арендуют», – рассказал Олег Пикалов.

Как оказалось, сейчас мало кто из арендаторов жалуется на заполняемость своего объекта. Свободных мест почти нет.

«Я раньше даже предположить не мог, что в моем бизнес-центре будут арендаторы, которые оказывают парикмахерские услуги, услуги по ногтям, какие-то уколы красоты. Арендуют помещения стамотологическая клиника, кофейня и так далее», – добавляет Олег Пикалов.

Наблюдается спрос на аренду маленьких недорогих офисных помещений, а также на офисы премиум-класса. При этом помещения среднего сегмента площадью 100-200 кв. м простаивают.

«Стоимость объектов за последние 2-3 года особенно не изменилась. Как ранее, так и сейчас самыми востребованными были торговые помещения на первой линии. Спрос на них превышает предложение», – говорит Иван Соловьев, руководитель четвертого отдела агентства недвижимости «Метры».

Рынок коммерческой недвижимости приспосабливается к новым реалиям. Конечно, кризис накладывает свой отпечаток , но в отличие от того же 2014 года состояние более оптимистичное.

«Неэффективное управление – причина многих проблем. Часто концепция выбрана неудачно. К примеру, на мой взгляд, административно-торговому комплексу «Скай-Сити» куда лучше подошел бы формат многофункционального центра с элементами торговли на первом этаже, может быть, сферой обслуживания или медицинскими услугами на втором. Уверен, что объект еще можно реабилитировать», – рассказывает Андрей Рысенков, руководитель отдела продаж ESTATE GROUP.

Владивостоку не хватает качественных коммерческих площадей. Современных, комфортных бизнес-центров высокого класса не так много в городе – спрос в этом сегменте превышает предложение. Что касается отдельных офисных помещений (вне рамок административных зданий) – здесь мы наблюдаем обратную картину.

По словам Рысенкова, если десять лет назад считалось престижным иметь свой офис с отдельным входом где-нибудь на первом этаже дома с небольшой парковкой, это подчеркивало ваш статус, а цена аренды в бизнес-центрах была значительно выше, сейчас многие компании рассматривают исключительно офисные площади в административных зданиях, бизнес-центрах.

По подсчетам специалистов, на данный момент во Владивостоке находится более 180 офисных зданий. В это число входят и архитектурные «свежаки», и те строения, которые были возведены еще при СССР. Титул «бизнес-центр» такие здания имеют лишь номинально. Среди арендаторов офисных помещений могут находиться компании, чья деятельность представляет собой работу за компьютером, так и компании, представляющие собой мини-салоны красоты, кофейни на четыре столика, магазинчики, торгующие сувенирами или бижутерией.

 

Новости партнеров

Образ жизни