Помните, в далеком 2008 году Приморье погремело на всю Россию бунтами, митингами, перекрытыми дорогами и захваченным международным аэропортом? А помните, ради чего все это было? Люди протестовали против повышения пошлин на ввоз подержанных иномарок - того, чем зарабатывал почти весь Владивосток.
Автомобильный рынок "Зеленый угол"некогда был самым крупным рынком подержанных машин в России. Его слава выходила далеко за границы Приморского края и Дальневосточного Федерального округа - практически все машины с правым рулем, рассекавшие по стране, когда-то выехали с той самой "Зеленки".
Слава рынка была не только широкой, но и пугающей: многие "реальные пацаны"того времени построили целый преступный бизнес на тех, кто на своей новенькой японке рисковал выехать на трассу. В лучшем случае такие отважные оставались без денег, а в худшем - без машины или даже без жизни.
Под слоем пыли
Сейчас на "Зеленку"больно смотреть. Особенно тем, кто долго там работает. Если раньше ряды машин простирались на несколько километров, и между японками яблоку негде было упасть, то сейчас площадь рынка значительно сократилась, свободных мест появляется все больше, а машин продается все меньше.
"Видите то пустое место?" - указывает в пространство рукой продавец Светлана, - "Здесь стоял "Крузак". Мы его продали только на прошлой неделе, а пришел он к нам еще в начале лета. Еще несколько лет назад такое даже представить было сложно".
Светлана работает на "Зеленке"уже больше десяти лет. По ее словам, в последнее время спрос на автомобили сильно упал. Продавцы от безысходности опускают цену и порой работают себе в убыток, а машины все равно расходятся с черепашьей скоростью. Более-менее покупают "праворулек"стоимостью до 600 тысяч рублей, а более дорогие машины, как тот самый "Крузак", могут ждать своего хозяина годами:
"Раньше цена на такой внедорожник была около миллиона рублей плюс-минус сто тысяч", - говорит Светлана, -"Пошлины удорожили его до полутора миллионов. А представьте, сколько будет он стоить, если мы переправим его из Японии по новым ценам? Да никто его не купит! И пусть он дешевле нового, фабричного, цена все равно будет запредельной для среднего покупателя".
Слова Светы подтверждает другой продавец - Андрей. Он рассказал нам, что бывают дни, когда вообще никто не приходит.
"Но в среднем поток покупателей на моем участке – семь - десять человек в день. Понятно, почему такое падение спроса: торговлю задушили сначала пошлины, а теперь вот доллар. Никто не верил, что он так долго будет держать высокую планку, все надеялись на лучшее", - сказал нам продавец.
Бывалые продавцы рассказали нам, что нынешний кризис подкосил только средний класс, а те, у кого деньги были в достатке, на мели не остались. Но проблема в том, что богатые люди предпочитают брать новые внедорожники, из салонов и уже с левым рулем. А те, кто в прошлые времена мог еще позволить себе взять кредит на "понты" - на "Крузак"из Японии, теперь вряд ли потянет и малолитражку тысяч за 600.
Мнение продавцов разделяет и Владимир Литвинов, руководитель Регионального представительства ФАР в Приморье:
"Думаю, рынок импортируемых подержанных автомобилей сойдет на нет. И причина не только в курсе валюты и не только в запредельных пошлинах – меняется мировоззрение приморцев. Раньше, когда подержанные «японки» только начали ввозить в Приморье, их могли себе позволить только богатые люди (потому что размер госпошлины был сопоставим со стоимостью «Жигулей»), а правый руль считался роскошью. Сейчас условия изменились - правый руль больше не признак роскоши. Его могут позволить себе почти все. И заметьте, на чем сейчас ездят состоятельные люди? На левом руле. На новых, фабричных машинах. И население давно уже стремится к этому. Я вот сейчас смотрю в окно и вижу только одну праворульную машину и девять леворульных. Так что, думаю, японцы скоро начнут отдавать свои списанные автомобили за бесценок. И это, возможно, удержит рынок этих машин в Приморье. А возможно, нет".
Что делать?
"Пока работать", - говорят продавцы. За столько лет они уже привыкли к своей работе, да и других вариантов тоже не видят.
"У многих, кто тут работает, конечно, есть образование и какие-то навыки, полученные в университетах", - рассказала Светлана. - "Но за десятилетия, проведенные на «Зеленке», эти навыки могли забыться, растеряться. Поэтому я не уверена, что люди осмелятся уйти в другую нишу. Скорее всего, в смежную: будут возить автозапчасти и аксессуары, хотя это тоже не так уж сегодня выгодно. Кто-то наконец решится уйти в интернет и будет перегонять авто для индивидуальных заказчиков, как это уже сделали многие. А кто-то останется, отнесет сбережения в банки и будет ожидать лучших времен. И, возможно, эти времена настанут".
Однако многие все же рискнули уйти с "Зеленки". Долгое время по городу ходили легенды об огромном количестве самоубийств тех самых бывших продавцов "Зеленого угла", которые так и не смогли найти себе работу и прокормить свою семью.
Но история помнит и те случаи, когда уход с рынка не обернулся полной катастрофой:
"До 2008 года мой муж работал на "Зеленке", - рассказала Марина, - "После повышения пошлин стало тяжело работать, начался убыток. Хотя раньше мы жили припеваючи: машины меняли каждую неделю, а иногда и по несколько в день. Но потом цены стали все выше, а покупателей все меньше, вот он и ушел. Собрал нескольких друзей, арендовал базу и привозит резину из Японии. Так что в нашей жизни никакой катастрофы, слава Богу, не произошло".