С 1952 по 1988 годы Владивосток имел статус закрытого порта, в связи с чем попасть в город иногородние могли только с вызовом прописанных в краевом центре горожан. Но это было лишь формальностью. Фактически же переселенческая популяция стремительно росла. Как правило, иногородние доезжали на поезде до Угольной – конечного общедоступного пункта, за которым начиналась закрытая зона города. Дальше – паспортный контроль, осуществлявшийся пограничникам. Но его легко обходили… просто пересаживаясь на Угольной в электрички, где никаких пограничников уже не было.
В советский период Владивосток назывался городом моряков. Так, рядовой рыбак здесь зарабатывал в месяц 700-800 рублей в месяц, а обычный моря – 400-500 рублей. Притом, что зарплата партийного функционера была порядка 250 рублей, у интеллигенции – 150-170 рублей.
Считается, что советский Владивосток находился на хорошем довольствии, потому что многие ведомства и предприятия получали особое снабжение. Впрочем, снабженческий статус город потерял задолго до перестройки. Уже в 80-х годах в продуктовых магазинах краевого центра было шаром покати.
На фоне острого дефицита в магазинах ресторация подавала гостям самые невообразимые по тому времени деликатесы. Особенно славились этим фешенебельные рестораны «Арагви» и «Золотой Рог».
В советское время для многих приморцев, в частности для владивостокцев, поездки за границу были реальностью. А для тех, кто ходил в моря, – совершенной обыденностью. Горожане, даже из числа обладателей сухопутных профессий, имели возможность посетить ближайший «рассадник капитализма» – Японию. Однако путевка стоила дорого. Китай же, хоть и коммунистический, был под строжайшим запретом.
Поездка в Северную Корею в 80-х годах стоила 267 рублей за две недели. Немало для жителя средней полосы РСФСР, но для приморцев это было вполне доступно. И это было настоящее «все включено!»
Чрезвычайно были популярны у жителей Владивостока кризы «из зимы в лето»: недорого, без захода в порты, а значит, без виз. Рабочий люд и интеллигенция, желая оторваться на две недели от трудовых будней или от законных супругов, отправлялись на две недели в Тихий океан на лайнере. Загорали, пили водку, крутили круизные романы… Все это продолжалось, пока один из ленинградцев в конце семидесятых не сбежал с лайнера. Он просто нырнул с борта в море, когда судно было недалеко от каких-то островов. «Из зимы в лето» с тех пор и запретили. А тот беглец смог доплыть до берега.
Чехословакия тоже была какое-то время фаворитом владивостокских туристов – в тот период, когда бывший первый секретарь крайкома КПСС Виктор Ломакин стал послом СССР в этой братской стране.
Иностранцев же на улицах Владивостока встретить можно было крайне редко. Да и те в основном были индусами да индонезийцами – те и другие представляли военные круги, стажировавшиеся на о. Русском.
Советский Владивосток в те времена славился не только красотой улиц, яркость и привлекательность местных девушек и женщин была притчей во языцех еще в те времена. Обладая природной яркостью, наши женщины и одевались не так, как в остальных городах СССР. Барахолка в Голубиной Пади хорошо снабжалась моряками. Если Москва фарцевала европейской контрабандой, то Владивосток – азиатской. Отсюда и та разница в стиле одежды, которая сохраняется по сей день.