«Ирония судьбы, или С легким паром»: феномен легенды

Новогодняя комедия глазами PRIMPRESS
31 декабря 2019, 15:00

Фото: кадр из фильма
Фото: кадр из фильма | «Ирония судьбы, или С легким паром»: феномен легенды

Без этого фильма не обходится ни один Новый год, по крайней мере с 1 января 1976 года – именно в этот день состоялась премьера советской двухсерийной комедии «Ирония судьбы, или С легким паром». С тех времен она стала таким же символом Нового года, как елка, мандарины и оливье.

PRIMPRESS решил разобрать фильм, как говорится, по косточкам и выяснить, в чем секрет его популярности и как к нему относятся сейчас.

Покушение на святое? Да, пожалуй.

Начнем.

Сюжет… Как это все возможно?..

В основе сюжета фильма банальная бытовая история. Мужчина в канун Нового года напился с друзьями в бане. Ну с кем не бывает? Идем дальше. Вместо друга его посадили на самолет в Ленинград. Вот этот момент, честно говоря, всегда напрягал. Вроде бы с тем другом, который должен был лететь, они не очень-то и похожи, даже если сделать скидку на верхнюю одежду и наличие шапки. Как его пропустили на борт по чужим документам и посадочному талону, к тому же в состоянии алкогольного опьянения?.. Кажется, в настоящее время такое вряд ли возможно.

А дальше и вовсе по нынешним временам фантастика: где это видано, чтобы улицы с одинаковыми названиями в двух разных городах были застроены совершенно одинаково. Более того, герою удалось открыть СВОИМ ключом ЧУЖУЮ квартиру. Этому есть простое логическое объяснение: в те далекие годы типовая застройка была нормой. Кроме того, типовой была даже мебель и способ ее расстановки в квартире. Именно поэтому у героя даже мысли не закралось о том, что он находится не у себя дома. Все эти моменты вряд ли могут быть понятны современной молодежи, тем более тем, кто вырос в эпоху Интернета.

Актеры: школа есть школа

Не играть, а проживать – это коротко о советской актерской школе. Героям «Иронии…» веришь безоговорочно. Однако как тогда, так и сейчас основным вопросом (или претензией?) к режиссеру Эльдару Рязанову был относительно актрисы, исполнившей главную женскую роль – Наденьку. Почему-то на роль советской учительницы была выбрана польская актриса Барбара Брыльска: слишком красивая, элегантная, неземная. Какая там Галя?..

Другой любопытный момент. Большая часть поколения Y – те, кто смотрел «Иронию судьбы…» еще со своими родителями, бабушками и дедушками, – вряд ли задумывались о тех странных и непонятных обстоятельствах, о которых упоминалось выше. Не задумывались, потому что за актерской игрой зрители переставали обращать внимание на некторые детали. Таким образом, драматическая составляющая становились важнее попыток найти объяснение тому, что было непонятно и вызывало вопросы. Оно уходило на второй план и становилось вторично.

Музыка, создающая атмосферу

Музыка в «Иронии судьбы…» словно кисть, которая создает необходимый для истории фон, расставляет акценты и наполняет сосуд актерской игры, сплавленный со знаками материального мира. Это и песни, которые, пожалуй, многие знают наизусть, и инструментальная музыка. Музыка создает эффект камерности, интимности, чего-то сокровенного в канун Нового года, в минуты ожидания чуда. Она забирается в самый укромный уголок сердца и остается там навсегда. Пожалуй, это еще одна важная составляющая секрета успеха фильма.

Успеха ли? Так иногда случается, что некогда любимое и сокровенное спустя годы начинает вызывать раздражение и отторжение. И то верно: не каждому хочется возвращаться во времена дефицита, красных галстучков и жесткого партийного режима. Музыка – очень мощный ассоциативный инструмент. В этом и подвох.

Дубль-2: зачем это?

Говоря об «Иронии судьбы…», странно было бы упустить из вида вторую часть, снятую в 2007 году. Попытка повторить успех была не очень удачной. Как дань уважения и инструмент, с помощью которого ставится цель приобщить молодежь к фильму-легенде, возможно, имела смысл. Это было достаточно мило, временами трогательно. И ничего более.

Сюжет более прагматичный, менее акварельный. Музыка другая. Вроде бы с попыткой поймать то же настроение, что и было в оригинале, но, увы, не то. Не клеится что-то. Будто изящно разбитая 30 лет назад чашка предстала в собранном виде: видны швы, сколы, да и сборка неказистая. Посмотрели и забыли. А вот оригинал навсегда останется со зрителем. Оригинал будут смотреть и через 10, и через 20 лет. Другой вопрос – почему…

Почему до сих пор смотрят?

Банально было бы ответить на этот вопрос, обратив внимание на гениальную режиссуру, блистательных актеров, отличную музыку. Ну, вроде бы так, да. Но не совсем так.

Почему мы вообще решаем смотреть тот или иной фильм или не смотреть? Правильно: мнение авторитетных для нас лиц, информация о тех, кто работал над созданием фильма, но, кажется, более всего наличие бэк-граунда, мощного слоя поразительной и уникальной информации об актерах, съемках, сценарии, реквизите. Сейчас это принято называть «постпродакшн». А для «Иронии судьбы…» это скорее мифология. А может быть, даже эффект плацебо: «Всем нравится, значит, и мне должно нравиться». Это привязанность к легенде, сформированная поколениям: безапелляционная, безусловная и непререкаемая. Часто так случается, что у зрителя уже нет возможности дать свою уникальную оценку. Тот самый момент, когда критики быть не может по определению, а любые прозвучавшие выше замечания воспримутся, пожалуй, как невинная шалость.

С наступающим, дорогие читатели!

Вы отвечаете
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.

Комментариев к этой статье нет
Новости партнеров

Культура