Как и всегда, вручение премии «Оскар» вызывало пристальное внимание общественности. Не все смотрят трансляцию премии (что совершенно логично), зато список победителей в основных номинациях хотя бы краем глаза просматривают все.
Вопреки всем прогнозам киноакадемия вручила главный приз картине, в которой персонажи говорят на корейском языке. Речь идет о фильме «Паразиты» режиссера Пон Чжун Хо. PRIMPRESS разбирается, почему именно этот фильм выиграл приз и оставил без статуэтки режиссеров и продюсеров «Джокера», «Ирландца» и «1917».
3/4 фильма — семейная комедия
Южная Корея. Бедная семья живет в подвале. Вдруг Ки У, сын семьи, получает возможность работать репетитором на богатую семью. Как только он узнает, что брат его ученицы любит рисовать, он приводит в дом свою сестру и представляет ее как Джессику, знакомую его кузена, которая занимается рисованием с детьми. Ки У пытается трудоустроить в дом всю свою семью.
Большая часть фильма выглядит как отличная семейная комедия. Само собой, корейский кинематограф никогда не рисует безоблачные пейзажи просто так. Если у героев все слишком хорошо, значит, последующие события будут ужасными – практически закон современного корейского кино. Пон Чжун Хо – режиссер, который и раньше воплощал это правило в своих фильмах. Просто в прошлых фильмах весь ужас начинался в первые 40 минут просмотра.
Семья — центр мира
Как бы это ни звучало, но фильм «Паразиты» действительно пропагандирует семейные ценности. Это не похоже на классические истории, которые так любит зритель. Между отцом и сыном нет трогательных бесед, когда кто-то из них совершил ошибку. Здесь нет пафосных наставлений и объяснений, как правильно жить. В «Паразитах» семья – это четыре человека, которые просто помогают друг другу выжить. Они любят друг друга, но не говорят об этом.
Классовая борьба, которой нет
Весь фильм противопоставляются бедные и богатые, однако здесь нет ни слова о том, что богатые – зло. Даже если попытаться найти в владельцах большого дома хоть что-то плохое, то это удается с трудом. Да, они беззаботные, наивные, но они добрые и никого не пытаются угнетать. Семьи просто разные. Само присутствие в доме богатой семьи кажется главным героям чем-то неправильным, нелогичным. Они понимают, что совершенно не вписываются в их мир, при этом они не винят в этом своих успешных работадателей.
Если французский «1+1» или самый американский фильм в истории кино «Форрест Гамп» рассказывают, что финансовое благополучие никак не влияет на отношения людей, и рассказывают о самых простых человеческих ценностях, то Пон Чжун Хо напрочь игнорирует прописные истины.
«Паразиты» скорее напоминают шедевр Витторио Де Сика «Похитители велосипедов» или «Двадцатый век» Бертолуччи – миры бедных и богатых находятся максимально близко, однако их столкновение всегда вызывает конфликт. И это не кричащий конфликт, который всегда заканчивается оглашением манифеста в самый пиковый момент (привет «Джокеру»). В конечном счете мир человека легко может разрушиться независимо от того, сколько у него денег.
Фильм действительно смешной
Если вырезать вторую половину фильма, но оставить субтитры, то получится хорошая комедия. Каждая минута просмотра дарит только позитив, причем он не кажется притянутым за уши. Главные герои просто смирились с тем, что они всю жизнь могут прожить в подвале, однако относятся к этому факту без излишней грусти.
У детей нет денег на университет, а родители ходят в изношенной одежде? Зачем об этом думать, когда сосед поменял пароль от своего Wi-Fi? На улице проводят дезинфекцию? Нет, окна закрывать не нужно, пусть и нам потравят тараканов. На легкомыслие героев смотреть действительно приятно. Все дело в хорошо прописанных диалогах и мощнейшей актерской игре. Одна сцена с пародией на радиоведущую из КНДР чего стоит.
Кому фильм понравится?
Во-первых, любителям азиатского кинематографа и фанатам Пон Чжун Хо (хотя это наверняка одни и те же люди). Во-вторых, любителям притч в современном кино. Правда, это не мир Йоргоса Лантимоса, где все всегда покрыто мраком, и не молчаливые истории Михаэля Ханеке, которые душат своим отчаянием. «Паразиты» работают в духе картин Уэса Андерсона, где страх может прятаться в улыбках, а самый настоящий ужас плавно вытекает из радости.
Почему фильм выиграл премию «Оскар»?
Во-первых, он действительно хороший. В нем нет слабых мест, а быстрое развитие событий даже не дает повод начать их искать. Это цельная картина с блестящими актерами (Сон Кан Хо в роли отца семейства просто невероятен), крепкой операторской работой и сильным сценарием. «Паразиты» – традиционный пример победителя европейских фестивалей.
Почему победа «Паразитов» — важное явление для мирового кино?
Как правило, подобные фильмы забирают награды в Каннах, после чего надеются на номинацию на «Оскар» (специально для них и создана награда «Лучший фильм на иностранном языке»). «Паразиты» выиграли «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, однако дальнейшая их судьба создает большой прецедент.
«Паразиты» – первый фильм не на английском языке, выигравший главный приз «Оскар». Очевидно, что киноакадемия давно готовилась к такому шагу. В прошлом году «Рома» Куарона вполне могла забрать приз, но сенсации не случилось. Вероятно, теперь вопрос с языком персонажей перестанет волновать продюсеров, которые пытаются угодить фестивалям и зрителям. И это отлично.
Кто еще одержал победу?
Полный список победителей ниже.
Бред Питт выиграл свою первую статуэтку в качестве актера, «1917» ожидаемо победил в нескольких технических номинациях, а Хоакин Феникс заставил радоваться своих фанатов и со сцены прочитал проповедь о веганстве. С каждым годом церемония вручения наград киноакадемии выглядит все более нелепо, однако победа таких фильмов, как «Паразиты», окупает все недостатки. Пон Чжун Хо снял кино, которое действительно достойно внимания.