Евгений Никифоров: «За полгода мы заключили контракты на общую сумму почти 20 миллионов долларов»

Акселератор «Энергия экспорта» выводит предпринимателей Приморья на международный рынок
12 августа 2020, 17:10
Ульяна Бойцова

Фото: mb.primorsky.ru
Фото: mb.primorsky.ru | Евгений Никифоров: «За полгода мы заключили контракты на общую сумму почти 20 миллионов долларов»

В Приморье второй раз проходит бизнес-акселератор «Энергия экспорта». Основная цель проекта – комплексное сопровождение по выводу на международный рынок предпринимателей Приморского края. Генеральный директор центра «Мой бизнес» Евгений Никифоров рассказал корреспонденту PRIMPRESS об эффективности акселератора «Энергия экспорта», фестивале «Сделано в Приморье» и работе во время пандемии.

– Евгений Александрович, в Приморье второй раз проходит акселератор «Энергия экспорта». Расскажите, пожалуйста, о проекте подробнее.

– Да. Мы проводим подобный акселератор уже второй год. В прошлом году был информационно-обучающий курс о том, как работать с китайским рынком, какой менталитет у покупателей и предпринимателей Поднебесной. Мы обсуждали налоговые вопросы, оформление торгового знака и другие важные вопросы для экспорта в Китай.

Сама идея бизнес-акселерации как проекта поддержки малого бизнеса и стартапов не нова – они проходят во многих регионах страны. Однако программы многих дают в основном теоретическую часть. Мы же идем от запросов самих экспортеров и больше ориентированы на практику. Так, по итогу первого акселератора из 15 участников почти половина не просто вывезла свою продукцию в Китай, но и заключила контракты на поставки.

– Чем второй акселератор отличился от первого?

– В этом году из-за пандемии и тренда на электронную торговлю мы ориентируем предпринимателей на работу с электронными торговыми площадками. Поэтому решили продвигать малых производителей через WeChat-сообщества. Они работают по принципу «100 sp» – малые и средние предприниматели могут объединяться и совместно выкупать заказы. Для этого созданы электронные площадки с личными кабинетами, и именно туда мы направляем наших производителей. В рамках акселератора мы помогаем экспортерам подготовить продукцию, вывезти партии на склад Китая. В свою очередь китайская сторона берет на себя логистическую поддержку: размещение на складе, выкладку образцов, продвижение и работу с этой площадкой в течение года.

Для продвижения продукции в Китае мы сотрудничаем с трейд-блогерами, с тремя основными соцсетями, которые пользуются популярностью в Китае, включая TikTok. В работу включены 50 трейд-блогеров, законтрактовано 200 часов вещания на год.

Как устроена программа поддержки «Энергия экспорта»?

– Первые четыре дня – теоретический курс. На курсе дается информация по работе с китайским рынком: его история, менталитет, основы законодательства, обучение взаимодействию с контролирующими органами Китая. Разбираем виды договоров и каналов продаж. Обязательно подключаем к обучению китайских спикеров. Также рассказываем о господдержке бизнеса на федеральном и региональном уровнях, чтобы люди понимали, за чем и куда они могут обратиться.

С 3 августа начался курс индивидуального сопровождения, рассчитанный на 20 дней. За участниками закрепляются менторы. Каждый предприниматель получает комплекс консультаций по всем вопросам: как правильно сертифицировать товар, какая упаковка товара была бы более интересна китайскому потребителю, через какие каналы продвижения можно качественно рекламировать свой товар и другие вопросы участников.

Далее с 20 по 25 августа у нас планируется вывоз тестовых партий уже в Китай. Все участники предоставляют до одной паллеты образцов своей продукции. Мы собираем все в одну машину, помогаем оформить документы на вывоз и вывозим на склад в Китай. Важно, что мы не можем за бизнес оформить все необходимые документы, мы лишь помогаем и софинансируем часть расходов, но предприниматель должен быть готов также работать сам в этом направлении. Предприниматели также должны быть готовы пополнять запасы своей продукции на складе в Китае.

В течение недели фокус-группа из Китая будет дегустировать продукцию и делать отметки по чек-листу. Это будет первый срез для производителя с точки зрения потенциального покупателя. Одновременно с этим мы начинаем продвижение продукции через электронную площадку. У каждого производителя будет личный кабинет, где он будет видеть географию продаж и отслеживать, когда необходимо пополнить склад. В течение года китайская сторона обеспечивает работу с блогерами и продвижение товара. По статистике, до 97% покупок в Китае делается через Интернет.

– С какими районами Китая вы сотрудничаете в рамках программы акселератора?

– Со всеми – у нас нет исключений. Логистические точки будут расположены в Суйфэньхэ и Шанхае, а работаем мы со всеми пятью районами Китая. База в Суйфэньхэ консолидирует нашу продукцию и распределяет дальше. В Шанхае у нас логистический склад и выставочный павильон. В павильоне будут представлены образцы товара, и потенциальные покупатели могут попробовать и купить образцы в павильоне. В общем, мы охватываем более 5000 оптовиков всего Китая.

– Какие компании и продукцию вы представляем в Китае?

– В акселераторе участвуют всего 20 компаний – это «Уссурийский бальзам», «Приморский кондитер», производители мороженого, крабовых палочек «КВЭН», сыра тофу, местных сиропов, воды и пряников.

– Как организовано взаимодействие с китайской стороной?

— В прошлом году мы пригласили представителей бизнес-ассоциаций Китая стать спикерами на семинаре, и им понравилось – они увидели, что мы настроены серьезно и готовы не просто вести переговоры, но и наши предприниматели готовы адаптировать свой продукт для китайского покупателя. В этом году представители бизнес-ассоциаций Китая вышли на нас с инициативой продвигать продукцию приморских компаний на рынке Поднебесной. Так наше сотрудничество продолжилось в рамках второго акселератора «Энергия экспорта».

– Кому доступна программа «Энергия экспорта»?

Программа доступна всем предприятиям малого бизнеса Приморья, которые желают продвигать свой товар на рынке Китая. Всем потенциальным экспортерам, да и действующим, мы советуем пройти обучающую программу. Очень важно понимать, что экспорт – это отдельное направление бизнеса. В следующем году мы планируем сделать туристический акселератор. Будем выводить через специализированные площадки и работу блогеров туры по Приморью.

– Скажите, как оцениваете результаты первого полугодия 2020 года по поддержке экспорта? Сколько контрактов было заключено нашими предпринимателями и с какими странами?

– Мы уже подвели итоги и недавно защитили свои показатели перед Российским экспортным центром. В итоге за первое полугодие более 27 приморских предпринимателей заключили 54 экспортных контракта на общую сумму почти 20 миллионов долларов США. Несмотря на пандемию, приморские экспортеры поставляют свою продукцию на рынки Китая, Японии, Кореи, США, ОАЭ, Германии, Великобритании, Узбекистана, Казахстана, Австралии, Дании, Израиля, Мексики, Сингапура, Финляндии и Вьетнама.

– Какие приморские товары пользуются спросом на рынке Азии?

– Рынок Азии большой, это не только Китай. Поэтому и продукция странам Азии интересна разная. Конечно же, пользуются популярностью медовая продукция, рыба и морепродукты, консервы, соя, семечки подсолнуха, продукты питания, строительные материалы. Также мы помогаем выйти на зарубежный рынок приморским производителям программного обеспечения и высокотехнологичного оборудования, а также компаниям, предоставляющим туристические услуги, выпускающим одежду, чагу и чай из чаги.

– Два года назад для экспортеров малого и среднего бизнеса вы запустили «Электронную витрину» на международной торговой площадке Alibabа. Какие основные компании на ней представлены и были ли заключены контракты с «витрины»?

– «Электронная витрина» – это место онлайн-презентации продукции, прежде всего сектора «B2B», то есть «Бизнес для бизнеса». На Alibaba у нас представлена продукция ведущих приморских отраслей более 120 местных производителей. Это платформа, демонстрирующая весь потенциал Приморского края. Если говорить про охват, то мы уже получили более 3000 запросов с момента открытия, исключая спам. В день поступает до 20 запросов из 70 стран. На Alibaba в целом представлены 200 государств, практически весь мир там работает.

– Кто берет на себя оплату «Электронной витрины»?

– Траты по сопровождению «витрины» мы берем на себя: полностью оплачиваем топовый аккаунт, чтобы все продукты по результатам поиска отображались наверху. Мы содержим аккаунт, размещаем информацию, переводим описание товара, взаимодействуем с запросами, поступившими с сайта. Производитель должен только заполнить заявку на бесплатную услугу и предоставить информацию о продукции. За полгода по результатам работы «витрины» подписано уже четыре контракта, сейчас ведутся переговоры еще с пятью странами.

– На каких маркетплейсах, кроме Alibaba, вы еще работаете?

– У нас есть возможность разместить товары на любых площадках, если производитель видит себя там. Специалисты помогут предпринимателям показать свой товар на таких международных площадках, как Amazon.com, eBay.com, Satu.kz, ALL.BIZ, YORSO, Аmazon.co.jp и других.

– В этом году из-за закрытия границ многие международные выставки пришлось отложить на 2021 год. Центр «Мой бизнес» перешел на формат онлайн-переговоров. Как вы оцениваете такой формат работы и переговоры с какими странами удалось провести?

– В онлайн-формате мы переговоры начали проводить уже в феврале, одни из первых использовали Zoom. Формат очень эффективный. Раннее с учетом перелетов, переездов у нас офлайн-переговоры проходили раз в месяц. Сейчас мы стабильно взаимодействуем один раз в неделю. Задача Центра поддержки экспорта (подразделение центра «Мой бизнес») – подготовить площадку для онлайн-взаимодействия, подключить переводчиков. Это максимально эффективно, просто и удобно для всех. Конечно, мы после открытия границ будем дальше использовать этот инструмент общения.

За несколько месяцев более 30 предпринимателей приняли участие в серии онлайн-переговоров. На текущий момент у нас в планах взаимодействие с Монголией, Узбекистаном, Вьетнамом. Наша задача – обеспечить максимально продуктивное общение между местными предпринимателями и заинтересованными странами, провести переговоры, рассказать о продукции.

– Центр «Мой бизнес» занимается не только продвижением приморских товаров на экспорт, но и помогает выстроить работу на внутреннем рынке. Недавно завершился большой проект – третий фестиваль «Сделано в Приморье». Насколько он был результативен и какие отзывы получил?

– Да, вы правы. Мы помогаем бизнесу на разных этапах его развития. И, перед тем как покорять внешние рынки, нужно настроить производство и презентовать свой товар внутри страны и региона. Как раз для того, чтобы малые предприниматели из районов края могли рассказать о своем продукте жителям Приморья, мы и организовали этот фестиваль.

С начала года мы провели три фестиваля и получили много хороших отзывов и от участников, и от местных жителей. Мы стремились вовлечь производителей, которые не могут попасть в крупные сетевые магазины. Фестиваль организован не столько для продаж, сколько для возможности рассказать о себе, представить продукцию для дегустации, провести мастер-классы. Сейчас это фестиваль, но есть идея создания постоянно действующей ярмарки деревенских продуктов во Владивостоке. Если малый бизнес будет готов выходить в крупные торговые сети, мы можем организовать между ними диалог. Фестиваль – это хорошая площадка для взаимодействия предпринимателей и налаживания связей.

– Чему будет посвящен четвертый фестиваль «Сделано в Приморье»?

– Это будет фестиваль меда и дикоросов. Мероприятие будет проходить снова на Фокина. Там же планируем организовать стритфуд. Будут столики, музыка, культурные события. Приоритет отдадим молодым предпринимателям, которые тестируют новые идеи кулинарной специфики.

– Есть ли перспектива выхода на экспорт предпринимателей – участников фестиваля «Сделано в Приморье»?

– Перспектива есть всегда. Это зависит от желания предпринимателя, ресурсов. Работа на экспорт – это всегда следующий уровень. Это совсем другой уровень производства. Даже электронная торговая площадка требует определенного потока товаров. Если предприниматель к этому готов, конечно, мы поможем.

Сейчас мы работаем с производителем «Уссури» из Лесозаводска: они никогда не занимались экспортом. Мы помогаем им сертифицировать производство, аккредитовать его в Россельхознадзоре. Дорабатываем этикетку, модернизируем упаковку, регистрируем их товарный знак, делаем сайт. Это и есть комплексная поддержка.

У нас сейчас около 800 клиентов. Отмечу, что в центре «Мой бизнес» предприниматель может получить всестороннюю поддержку. Мы готовим дорожную карту и сопровождаем бизнес на каждом этапе, но самый главный секрет успеха наших бизнесменов – это, конечно же, желание работать, развиваться и достигать новых вершин.

Напомним, в регионе продолжается реализация краевой государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края».

Самые свежие материалы PRIMPRESS.RU - с прямой доставкой в Telegram
Вы отвечаете
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.

Комментариев к этой статье нет
Новости партнеров

Интервью