2016-09-08T17:23:19+10:00 2016-09-08T17:23:19+10:00

Елена Стихина: «Работа во Владивостоке дала мне тот фундамент, на который можно ставить стены»

Восходящая оперная звезда рассказала об участии в конкурсе Пласидо Доминго, внезапной замене Марии Гулегиной и почему она всегда возвращается в приморскую столицу

8 сентября 2016, 17:23
Наталья Рогудеева

 | Елена Стихина: «Работа во Владивостоке дала мне тот фундамент, на который можно ставить стены»

Елена Стихина - оперная певица, талант которой покоряет одну европейскую столицу за другой. Красавица с огненно-рыжими волосами, мощным, но в то же время необычайно нежным голосом родилась в Свердловской области, училась в Москве, а театральную семью обрела во Владивостоке. Летом этого года она прошла в финал самого престижного конкурса оперных певцов в мире - «Опералия», учрежденного легендарным тенором Пласидо Доминго. Впервые за многие годы мнения жюри и зрителей разошлись - не взяв призовое место, Елена получила приз зрительских симпатий и специальную награду Культурного центра Пуэрто-Рико.

В начале сентября она вновь ненадолго вернулась в столицу Приморья, где радовала соскучившихся по ней зрителей выступлениями сразу в нескольких оперных спектаклях. В перерыве между репетициями дива поделилась с PRIMPRESS своими впечатлениями об атмосфере известного конкурса, рассказала о своей любви к родному театру и о том, как сложно заменять коллег по цеху за 40 минут до спектакля.

- Конкурс Operalia на сегодняшний день является своего рода Олимпийскими играми среди оперных певцов. 1000 заявок от исполнителей со всего света, и лишь 40 из них допущены до конкурса. Как вы решили принять в нем участие?

- О существовании этого конкурса я знала очень давно. Он проводится каждый год на протяжении уже более 20 лет. Уровень конкурса очень высокий, практически все участники «Опералии» - певцы, которые уже начали карьеру в театрах Европы и Америки, работают с серьезными агентствами. Даже попасть в один ряд с такими людьми, познакомиться с ними - ответственно и почетно, не говоря уже о попадании в финал.

Решение подать заявку пришло само собой. Но мыслей, что я реально пройду отбор, не было. Когда 1 апреля мне пришло письмо с информацией о том, что я прошла кастинг, меня ждут, спрашивают программу и место, откуда я полечу, подумала, что это какой-то розыгрыш. Смотрела в телефон и не могла понять, что происходит. Осознание того, что это не первоапрельская шутка, пришло только спустя пару часов. Это был шок в приятном смысле этого слова, очень неожиданно!

- Как вы готовились к этому конкурсу?

- Это не первый конкурс, в котором я принимаю участие, поэтому готовилась, как и раньше. Самое главное - правильно выбрать программу. На конкурс желательно брать те арии, в которых ты максимально уверен, чтобы хоть ночью тебя разбудили и ты смог их спеть. Готовясь к конкурсу, ты должен учитывать, что это большой стресс для организма - непривычные климатические условия, нервное напряжение. Иногда так переживаешь, что ночами не спишь, не можешь есть, пить. Но ты должен выйти на сцену и показать свой максимальный уровень. Поэтому первый этап - выбор произведений для конкурса очень важен.

После этого начинается трудоемкая работа над программой: занятия с педагогами, коучами, самостоятельная подготовка. Для того чтобы произвести впечатление на жюри, у солиста есть одна ария, а не спектакль, где ты можешь раскрываться в течение двух часов. Это примерно то же самое, что из поэмы вырвать четверостишье и выиграть с ним на конкурсе чтецов.

- Что вам кажется главной составляющей этого конкурса?

- Его главная составляющая - Пласидо Доминго. Конкурс – его детище, созданное для поддержки молодых певцов, он ведет и вдохновляет этот проект. Сейчас по престижности с «Опералией» может сравниться лишь конкурс Би-би-си в Кардиффе.

- Какая была атмосфера на конкурсе?

- Первый раз я участвовала в конкурсе, атмосфера которого была столь спокойной. Дело в том, что участие в нем принимают не начинающие певцы, которые пытаются что-то доказать. Конкурсанты «Опералии» находятся на другом уровне, им не нужно ничего из себя изображать, они просто качественно делают то, что умеют. Поэтому нет никаких склок и козней. Все очень доброжелательны, все друг с другом общаются, поддерживают. Это был очень теплый конкурс.

- «Приз зрительских симпатий» среди мужчин достался обладателю первой премии. Что для вас значит получить «Приз зрительских симпатий» среди женщин на этом конкурсе?

- Вообще редко бывает так, чтобы приз зрительских симпатий доставался кому-то не из числа лауреатов. Организаторы сказали мне, что подобного не было очень давно. Мне безумно приятно, ведь я всегда мечтала именно об этой награде. Будучи еще студенткой, в 2011 году я была на «Опералии», когда она проходила в Москве. Слушая все туры, я думала, что в один прекрасный день тоже буду участвовать в этом конкурсе. Конечно, первое, второе, третье место - это прекрасно. Но больше всего мне хотелось именно приза зрительских симпатий, ведь любовь публики - это и есть самое главное. И вот спустя пять лет я получаю такую награду - невероятные чувства, когда ты понимаешь, что зал выбрал тебя из всех. Я не ожидала и была очень счастлива.

- Как вы считаете, из-за чего жюри не присудило вам призовое место?

- Это субъективный момент. Зрители в зале, как правило, не профессионалы, они воспринимают сердцем. Жюри оценивает по другим критериям. Бывает, что певец трогает публику, но при этом ему не хватает технических возможностей, и наоборот - артист технически совершенен, но не вызывает эмоций у людей, которые сидят в зале. Должны сойтись все составляющие. У меня была очень сложная программа. Возможно, жюри чего-то не хватило в ней. Да и соперницы были очень сильными. Девушки, которые стали лауреатами, выступили на таком высоком уровне, что просто невозможно было не дать им эти премии. Если бы было четвертое место, возможно, оно досталось бы мне.

- Какое было отношение членов жюри к конкурсантам?

- Жюри состояло в основном из руководителей театров, которые не понаслышке знают, что такое молодые певцы. На протяжении многих лет они каждый день работают с начинающими артистами, поэтому хорошо нас понимают, доброжелательны и крайне заинтересованы в открытии новых имен.

- Какие впечатления остались от работы с Пласидо Доминго?

- Когда я общалась с ним или просто видела его, проходящего мимо, у меня было ощущение, что я смотрю телевизор. Доминго - абсолютно легендарная личность, поначалу даже не верилось, что я нахожусь рядом с ним. Поскольку Пласидо сам певец, дирижировал он очень удобно для исполнителя, внимательно выслушивал наши пожелания. Он потрясающий человек - такой теплый, умный, даже одним своим видом воодушевляет тебя на дальнейшее развитие. Когда удается познакомиться с такими исполнителями, понимаешь, что такое настоящий человек искусства.

- С самого начала обучения в консерватории и до сих пор вы очень активно участвуете в конкурсах - почти каждый год. Зачем?

- Конкурсы хорошо развивают, стимулируют, не дают увязнуть в рутине. Когда ты видишь уровень других певцов, хочешь идти вперед. Зная, что через полгода у тебя конкурс и ты должен быть готов, ты собираешься и идешь к цели. Это так же, как когда ты понимаешь, что тебе предстоит сдать экзамен, и готовишься к нему.

- В мае этого года вы заменили внезапно заболевшую Марию Гулегину в партии Тоски. После этого спектакля легендарное сопрано назвала вас потрясающей певицей и предрекла блестящую мировую карьеру. Какие у вас остались воспоминания об этом случае, об этом спектакле?

- Когда я узнала, что в нашем театре будет выступать Мария Гулегина, я была счастлива, потому что это одна из моих самых любимых певиц. У нее потрясающий тембр, невероятная карьера и свое видение образов. Большая удача, что я смогла посетить ее репетиции, посмотреть, как она работает. Такой опыт от коллег по цеху бесценен.

Когда Мария Агасовна заболела, я до последнего думала, что она все равно выйдет на сцену. В тот момент, когда мне за 40 минут до спектакля сказали, что я все-таки выступаю, это было потрясением. Я думала: «Как я могу ее заменить? Зрители пришли слушать ее, человека с таким опытом и именем, а выйду я - как это возможно?» До самого конца спектакля я не могла осознать происходящее.

- Елена, вас много приглашают петь в Европе. Там сытно и комфортно, но вы все равно возвращаетесь во Владивосток. Почему?

- Это моя родная сцена, на которой я пою с первого сезона. Это как первая любовь, с ней невозможно расстаться. Когда я возвращаюсь во Владивосток, мне хорошо, чувствую себя как дома. Очень люблю наш театр: наш зал, ребят-солистов, оркестр, дирижеров, всех гримеров, костюмеров... Это театральная семья, в которой я выросла. Все в жизни меняется, а семья остается. Нельзя просто так ее оставить. Я всегда с удовольствием и большой радостью приезжаю сюда. Это очень здорово - выходить на сцену, зная, что публика ждет и хочет тебя здесь видеть.

- Что за эти годы вам дала работа в приморском театре?

- Оканчивая консерваторию или любой университет, ты сути самой профессии не знаешь. Только на практике начинаешь понимать, как эта система живет. До приезда во Владивосток я не работала в оперном театре, была концертирующей певицей. Работа здесь дала мне тот фундамент, на который можно ставить стены. Это бесценный опыт. Было много всего и сразу - одна постановка за другой, никакого времени на расслабление. Да, создание репертуара нового театра - тяжелая работа, сложная, но сейчас я благодарна судьбе за то, что все так сложилось.

- С января Приморский театр стал филиалом Мариинки. Какие перспективы для себя и для театра вы видите в связи с этими изменениями?

- Это большая честь и большая ответственность, что мы теперь работаем в Мариинском театре. Мариинка - это театр с вековыми традициями, который ставит высокую планку. У нас появились новые постановки - легендарная «Пиковая дама», известная «Травиата», «Волшебная флейта» и будет еще много всего. У певцов теперь есть уникальная возможность учиться у опытнейших концертмейстеров Мариинского театра, которые приезжают перед премьерными постановками. Во Владивостоке теперь выступают именитые исполнители, например, на прошедшем фестивале зрители могли услышать одну из моих любимейших певиц - Анну Марию Мартинез. Это бесценно. Кто бы мог подумать еще лет пять назад, что подобные проекты будут представлены во Владивостоке? Что здесь будет Мариинский театр?

- В начале этого сезона вы выступили в трех совершенно разных ролях - Лизы, Татьяны и Виолетты. Какая из этих партий вам ближе?

- В своих интервью я неоднократно говорила, что очень люблю Татьяну, она очень близка мне духовно. Но чем больше я работаю над каждой из ролей, тем лучше понимаю, что невозможно выбрать или выделить какую-то одну из них. Это как пальцы на руке - на какой из них ни нажми, каждому больно и каждый - это твое, родное.

Нельзя назвать самую любимую. С Татьяной я оканчивала консерваторию, живу с ней очень давно, она более лирическая. Лиза - сложный, глубоко драматичный образ. Виолетта – вообще одна из вершин вокальной музыки. Когда я пою каждую из них, у меня мурашки по коже, это непередаваемо.

- Какая партия самая сложная?

- Все сложные, но по-разному. Виолетта - технически, мелкой техникой. Татьяна сложна по ведению кантилены, по образу - нужно показать, как меняется героиня. Лиза вообще тяжело написана вокально: первая часть оперы лиричная, потом драматический финал. Это требует разной наполненности, интенсивности звука, различных нюансов. Для каждой партии свой набор технических приемов.

- В одном интервью вы говорили, что «оперное пение – это не то, что сразу пришел, увидел, услышал и тут же полюбил, эта любовь воспитывается в себе». Каким образом вы ее в себе воспитывали?

- Когда я начала заниматься вокалом, не было осознания, что я буду именно оперной певицей. Но со временем поняла, что ни в эстрадном, ни в джазовом вокале себя не вижу. Появились первые успехи в академическом пении, и возникло желание разобраться в этом жанре. Сначала я не могла слушать оперы целиком. Это то же самое, что сразу прочитать книгу Достоевского от начала до конца. Понимание приходило постепенно во время учебы в консерватории. Опера - очень глубокое искусство, ее содержание не лежит на поверхности.

- Еще одна ваша цитата: «Опера не сможет упроститься, но постараться сделать ее ближе для людей, которые ее не знали, возможно». Как же сделать оперу ближе народу?

- Сейчас у зрителей есть выбор между совершенно разными постановками, в том числе и современными. Например, опера Моцарта «Волшебная флейта» идет в нашем театре на русском языке, чтобы публика, особенно дети, могла понимать диалоги. Другая опера Моцарта «Бастьен и Бастьенна» - тоже на русском, еще и небольшая – для зрителей, начинающих свое знакомство с оперным искусством. Но главное - это качество спектакля. Зритель может устать и уйти и после первого акта, но если мы затронули его сердце, то он обязательно вернется.

- Еще обучаясь в консерватории, вы стали исполнять произведения современных авторов. А ведь большинство оперных певцов избегают музыки ХХ, а там более ХХI века, обходясь лишь классико-романтическим репертуаром. Откуда у вас такой интерес к современной музыке?

- Мне всегда нравилась современная музыка именно потому, что она заставляет тебя лишний раз задуматься. Казалось бы, Чайковский представляется более доступным для понимания - в нотах все написано, исполнителю остается лишь прочувствовать музыку. Но я всегда считала, что подступаться к произведениям Чайковского или Рахманинова нужно лишь с серьезным жизненным опытом и вокальным «тылом». Что может понять в глубине Чайковского, в любви Рахманинова 20-летний молодой человек? Да ничего не может - он споет лишь голые ноты, не сумев передать их истинное содержание. Обращение же к современной музыке помогает приблизиться к этим классическим произведениям.

Это необычная музыка, зачастую с резкими гармониями. Однажды я решила выучить цикл Прокофьева на стихи Ахматовой. Подумала: «Если я понимаю поэзию Серебряного века, может, я и эту музыку пойму?» И вы знаете, получилось! Оказалось, в современной музыке нет ничего страшного, люди зря ее боятся. Да, это непросто, сначала тебе кажется, что в ней совершенно нет логики. Но со временем ты все больше вслушиваешься, соотносишь смысл текста и созвучий, начинаешь понимать и принимать эту музыку, а затем можешь делиться ею с публикой.

- Анна Нетребко по-прежнему эталон оперной певицы для вас?

- Она для многих эталон. Понимаете, есть множество очень хороших певиц. Например, изумительная Сондра Радвановски - слушаешь ее и не понимаешь, как можно так прекрасно петь. Мария Гулегина тоже эталон для меня. А невероятная Ольга Бородина - какой голос, какой ум!

Но Анна Нетребко - это не просто певица, это явление. Она провела популяризацию оперы по всему миру в таком масштабе, что тысячи людей захотели слушать оперу, видеть ее, летать в разные концы за ней. На протяжении стольких лет Анна Юрьевна всегда в форме, поет разные партии. Недавно перешла в другой, более драматический репертуар - для этого нужна смелость и способность овладеть новыми тембровыми красками и техническими приемами. Для меня это уже не человек, что-то отдельное от всех.

- Ваши ближайшие творческие планы?

- После исполнения Виолетты в «Травиате» 8 сентября я еду в Базель, где буду работать над новой для меня ролью в опере «Сила судьбы» Верди.

- Какие роли вы бы мечтали спеть когда-нибудь, может, в достаточно далеком будущем?

- Хочу спеть Брунгильду в «Валькирии» Вагнера, Саломею в одноименной опере Рихарда Штрауса. Но когда буду старше и опытнее, лет через десять, не раньше. Из того, что мечтаю петь сейчас, - партии в операх Верди и Пуччини - Леонору в «Трубадуре», Одабеллу в редко ставящемся «Аттиле», Мими, Чио-Чио-сан. Еще хотела бы исполнить Эльвиру в «Дон Жуане» Моцарта, но все сразу спеть не получится, конечно.

- Секрет успеха от Елены Стихиной.

- Быть собой, работать и наслаждаться жизнью.

Новости партнеров

Интервью