Таивший негативные последствия угольный перегруз в портах Находки будет нивелироваться с применением высоких технологий. Это и дополнительные пылезащитные ограждения, и подпорные стенки, и новое оборудование.
Экологические аспекты перевалки приморскими портами угля за несколько лет стали одной из традиционных сезонных топ-тем регионального медиапространства. Отмечаемое значительное увеличение спроса на энергоносители, в частности на уголь, в странах Азиатско-Тихоокеанского региона привело к тому, что сегодня все свободные мощности в портах Приморья, способные перерабатывать уголь, заняты именно этим видом груза. Уголь перегружают не только на универсальных причалах с крановой системой механизации, но даже на специализированных терминалах, предназначенных для иных грузов.
В настоящее время силами всех стивидоров Находки — крупных и мелких — переваливается порядка 55 млн тонн угля в год, а в ближайшем будущем эта цифра может достигнуть и 100. При этом в сфере угольной перевалки и связанных с ней областей деятельности (таможенное и портовое оформление, пограничный контроль, услуги лоцманов, буксировки, докеров, экспедиторских и агентских компаний и т. д.) в общей сложности занято более 50 тыс. находкинцев. Компании, так или иначе связанные с перевалкой угля, дают 95% налоговых отчислений в бюджет городского округа.
Такая ситуация, естественно, стимулировала к системному подходу решения вопроса. В частности, губернатор края Владимир Миклушевский поручил разработать комплексный план по снижению негативных последствий открытой перевалки угля в регионе. План включает создание единой санитарно-защитной зоны для терминалов, работающих в городской черте, модернизацию перегрузочных комплексов, а также жесткий контроль над соблюдением технологического процесса при перевалке пылящего груза. И нельзя отрицать, что экологическая ответственность бизнеса по перевалке угля растет, пусть не такими темпами, как хотелось бы, но все же. Подтверждением этой тенденции могут служить как уже внедренные современные технологии перевалки угля на специализированных терминалах («Терминал Астафьева», например), предусматривающие устранение пыления при выгрузке из вагонов и погрузке в трюм судна, так и намерения инвесторов по внедрению высокотехнологичного оборудования, которое обеспечит минимальное воздействие на окружающую среду при перевалке угля.
Вообще, все способы минимизации пыления при перегрузке сыпучих и навалочных грузов можно условно разбить на три группы. Первая — технологические мероприятия, включающие рациональное размещение оборудования и выбор оптимального технологического режима перегрузки (например, уменьшение числа промежуточных узлов и мест перегрузки материала, минимизация перепада в местах перегрузки). Вторая — увлажнение перегружаемых грузов, а также паро- и пенообеспыливание. Наряду с увлажнением водой применяется увлажнение водным раствором со специальными добавками поверхностно активных веществ, связывающих пыль. Третья — аспирация, укрытие технологического оборудования и мест интенсивного пылеобразования.
В приморских портах процесс идет, устанавливаются новые пылеветрозащитные экраны и увеличивается высота существующих. Так, компания «Дальмормонтаж» сейчас монтирует экраны длиной 130 м и высотой 15 м. Приобретены защитные панели, проведены буровые работы под опоры. На территории «Терминала Астафьева» с 13 до 21 м увеличена высота пылезащитного ограждения протяженностью 90 м вдоль угольного склада. В порту Восточном закуплены дополнительные подпорные стенки, которые будут установлены по периметру причалов вдоль штабелей угля. Также на двух причалах здесь установлены защитные пологи между причалом и бортом судна при перегрузке навалочных грузов. Также стивидорные компании закупили пять единиц оборудования по пылеподавлению — одна снегогенераторная пушка и две системы водного пылеподавления уже введены в эксплуатацию. Некоторые стивидорные компании стали дополнительно использовать при орошении угля пленкообразующие вещества, что препятствует пылеобразованию. Также для удаления пыли с территорий терминалов приобретена вакуумная подметально-уборочная машина.
Необходимость обеспечения экологической безопасности учитывается портовым бизнесом в максимально возможной степени не в последнюю очередь и благодаря общественному движению «Народная экспертиза». В начале июня сего года предприниматели, городские власти, общественные организации и СМИ региона заключили соглашение, суть которого выражается в целенаправленном информационном сопровождении и реализации мероприятий по повышению социального самочувствия населения. Потому как разобщенность при выстраивании политики владельцев угольных терминалов, имевшая место в предыдущие годы, стала одной из причин недостаточной эффективности социальных мероприятий.
Естественно, внедрение новых экостандартов — процесс длительный и непростой. Но положительный результат, от которого зависит чистота окружающей природы, может быть получен только в том случае, если все заинтересованные органы власти, организации и лица, причастные к строительству терминалов для навалочных грузов, будут понимать проблему и видеть пути ее решения в рамках своих полномочий и возможностей. Пока соглашение из десятка угольных портов подписали лишь несколько — «Терминал Астафьева», «ЕВРАЗ НМТП», «Восточный порт», «Дальмормонтаж». Поэтому 13 июня на очередном совещании в администрации Находки, созванном по инициативе «Народной экспертизы», неподписавшихся стивидоров призвали войти в пул тех, кто готов осваивать новые технологии при перевалке угля путем реализации пунктов соглашения. И срок выставлен оптимальный — до 30 июня.
Другим решением последнего совещания стало использование датчиков контроля в месте массовой концентрации угольной пыли. Уже 19 июня на Находкинском проспекте в районе городской видовой площадки была установлена первая опора и проведены пусконаладочные работы, связанные с выводом данных мониторинга в открытый доступ. Благодаря этому не только надзорные органы, но и жители Находки смогут круглосуточно в режиме онлайн отслеживать его показания. Как считают эксперты, открытый мониторинг загрязнения воздуха в Находке позволит контрольно-надзорным органам более оперативно и жестко реагировать на нарушения стивидорами природоохранного законодательства. Впрочем, в будущем система должна стать частью экономики угольной перевалки по западному образцу. Уже принято решение, что после завершения тестирования первого датчика «Народная экспертиза» в рамках поручения губернатора Приморского края на средства фонда, формируемого стивидорными компаниями, приобретет до конца года необходимое количество приборов для построения полноценного комплекса мониторинга. Длительный срок, как объяснили корр. «К», обусловлен климатическими и технологическими особенностями — в холодное время года объемы угольной пыли существенно возрастают как за счет физических свойств угля, так и по причине смены розы ветров.
Такой конструктивный подход позволит перевести сущность угольной проблемы на новый, более эффективный уровень, считают в «Народной экспертизе». Например, объединить все получаемые данные (от стивидоров, контролирующих организаций, собственных датчиков) в единую информационную систему. В свою очередь население будет получать оперативную информацию в режиме реального времени на сайтах администрации города Находки, краевой администрации и «Народной экспертизы». Параллельно разрабатывается план реализации социальных, инфраструктурных, благотворительных, культурных, спортивных и иных программ, направленных на развитие городской среды Находки, в том числе и за счет финансового участия стивидорных компаний.