2023-01-16T18:20:11+10:00 2023-01-16T18:20:11+10:00

В России рухнули продажи газировки без сахара

Эксперты назвали причины

16 января 2023, 18:20

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com | В России рухнули продажи газировки без сахара

В России резко снизились продажи газированных напитков без сахара, сообщает PRIMPRESS со ссылкой на «Коммерсантъ». К этому привела остановка производства Coca-Cola и Pepsi.

Натуральные продажи такой продукции за год снизились почти на 10%, а ее доля упала до 8,5% рынка. Спрос на напитки без сахара стимулировал маркетинг крупнейших игроков, но сейчас компании сосредоточены в первую очередь на самых популярных, то есть сладких, позициях.

Продажи газированных напитков без сахара в России за 12 месяцев по ноябрь 2022 года сократились на 9,8% в натуральном выражении год к году, следует из данных NielsenIQ. Продажи в деньгах из-за роста цен увеличились на 3,6%. Для сравнения, оборот всех газированных напитков за этот период снизился на 1,8% в объеме и вырос на 15,9% в деньгах. В результате на рынке доля напитков без сахара сократилась примерно до 8,5%.

Газированные напитки без сахара в предшествующий период, напротив, показывали положительную динамику. С ноября 2020 года по ноябрь 2021 года, по данным NielsenIQ, продажи такой продукции в объеме росли на 10,7%, а в деньгах – на 19,9% год к году, что было сопоставимо с показателями всех газированных напитков.

Данный тренд, по словам собеседника «Ъ», на рынке связан с сокращением присутствия в России двух крупнейших производителей.

После начала военных действий РФ на Украине в марте 2022 года Coca-Cola объявила о приостановке деятельности, а PepsiCo – об отказе от разлива Pepsi, Mirinda и 7Up. «Мултон Партнерс» (ранее Coca-Cola HBC) теперь выпускает газированные напитки под марками «Добрый» и Rich, а PepsiCo – Evervess и «Русский дар». В «Мултон Партнерс» и PepsiCo от комментариев отказались.

Сокращение продаж газированных напитков без сахара в «Ленте» также связывают с уходом брендов. Производители, заменившие их, в первую очередь выпустили аналоги сахаросодержащей продукции, а напитки без сахара стали выпускать гораздо позже, поясняют в сети. Напиток «Добрый» со вкусом «кола без сахара» в презентации ассортимента «Мултон Партнерс» был анонсирован только на ноябрь 2022 года. В ГК «Черноголовка» (марки Fantola, Chillout и пр.) на вопросы не ответили.

Один из основателей Famous Amazing Brands (Vanilla Flight и Anarchy) Антон Стельмаков говорит, что газированные напитки без сахара крупные игроки развивали как более доходный продукт, вкладываясь в рекламу и продвижение в сетях.

В себестоимости газированных напитков, по словам господина Стельмакова, 20-30% приходится на сахар, а его заменители могут стоить в разы дешевле. Однако на данный момент, по его словам, крупнейшие игроки сократили маркетинговые расходы и сосредоточились на самых востребованных позициях.

Президент Союза производителей соков, воды и напитков («Союзнапитки») Максим Новиков отмечает, что для кризисных периодов в целом характерен рост потребления сладких продуктов, снеков и других продуктов, поэтому, вероятно, некоторые потребители газированных напитков переключились с продуктов без сахара на сладкую версию.

Гендиректор «Волковской пивоварни» (также выпускает лимонады под брендом «Волчок») Алексей Аксель согласен, что число поклонников газированных напитков без сахара в РФ остается ограниченным из-за вкусовых предпочтений. Рост продаж фруктового пива также отмечается по причине интереса к напиткам с более сладкими вкусами, добавляет он.

Исполнительный директор «Русбренда» Алексей Поповичев отмечает, что позиционируемые для здорового питания продукты в России все же популярны, а постоянные потребители есть и у газированных напитков без сахара, поэтому при восстановлении предложения продажи сегмента снова могут вырасти.

Основной сложностью для производителей, по его словам, является обеспечение натурального вкуса при нулевом содержании калорий: это удается не всем.

Собеседники «Ъ» считают, что ситуацию вряд ли изменит введение с 1 июля 2023 года акциза на сладкие напитки. Газированные напитки без сахара, по словам одного из них, не должны подпасть под действие меры. Спрос выступает более важным для развития сегмента фактором.

Новости партнеров

Новости (Еда)