Россиянам объяснили, почему растут цены на авиаперевозки

Эксперты проанализировали ситуацию
14 августа 2020, 22:35

Фото: pexels.com
Фото: pexels.com | Россиянам объяснили, почему растут цены на авиаперевозки

Сейчас, когда постепенно открываются границы и смягчаются ограничения, наблюдается рост цен на авиаперевозки. Поднимается стоимость авиакеросина, причем в Москве, Екатеринбурге, Краснодаре, Владивостоке, Благовещенске, Иркутске, Красноярске рост цен составил от 20% до 62%. В связи с увеличением стоимости авиатоплива повышается и стоимость билетов.

При этом аналитики утверждают, что в предыдущие месяцы 2020 года наблюдался более существенный рост цен на авиатопливо, а в сравнении с аналогичным периодом 2019 года стоимость и вовсе оказывается куда ниже.

Утверждается, что на западе России тонна авиакеросина ЯНОСа на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) в июле и августе стоила 26,106 и 26,303 тыс. руб. за тонну, а в аналогичный период 2019 года стоимость составляла 37,596 и 37,573 тыс. руб. То же и на востоке страны. В этом году в июле и августе тонна авиатоплива АНХК оценивается в 33,610 и 33,689 тыс. руб., а год назад – 40,385 и 41,904 тыс. руб.

Аналитики склонны считать, что проблема заключается именно в закупочной политике авиакомпаний и в политике СПбМТСБ, а не в ценах на топливо.

Зачастую топливо покупают через тендеры, в которых участвуют топливозаправочные комплексы российских аэропортов (ТЗК), они приобретают часть топливных объемов у трейдеров, а те скупают авиакеросин на биржевых торгах через СПбМТСБ. Причем в перечне основных участников сегмента авиакеросина на СПбМТСБ ТЗК отсутствуют.

В списке можно найти «ИнвестНефтеТрейд», «Олимп-Трейд» и АО «Солид Товарные рынки». Отметим, что у ФАС были претензии к последнему по вопросу сговора при приобретении автомобильного топлива.

Эксперты заявляют, что в июле 2020 года грузополучатели закупили до 80% объема топлива для реактивных двигателей, чтобы в дальнейшем продать его. В связи с этим и увеличивается стоимость авиатоплива, кроме того, на рынок попадают суррогаты.

На формирование высоких цен авиаперевозок влияние оказывает наличие посредников между авиакомпаниями и ТЗК или биржей. Аналитики считают, что исправить ситуацию можно, если увеличить качество отбора участников на торгах на СПбМТСБ, способного не допустить попыток закупить много топлива для «нецелевого использования», исключить возможность сговора крупных трейдеров, в планах которых приобрести большую часть топлива, продающегося через торги. При этом СПбМТСБ не спешит вводить ограничения из-за рыночных принципов. В итоге от этого страдают пассажиры.

Не спасает положение и монополия трейдеров, существующая в некоторых российских аэропортах.

«Инфраструктурой могут владеть сами аэропорты или трейдеры, владеющие заправочными комплексами, по сути, монополия заключается именно в этом. Поэтому ФАС надо разбираться именно с этим вопросом. Владельцы инфраструктуры могут закупать керосин дешевле, но поскольку они монополисты в аэропорту, то продают они топливо авиакомпаниям дороже. Сейчас количество перелетов увеличилось, и в силу своего монопольного положения они реагируют на спрос и увеличивают цены», – объяснил директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

По словам генерального директора НААНС-МЕДИА, доцента кафедры международной коммерции РАНХиГС Тамары Сафоновой, подъем цен связан с итогами тендера авиакомпании «Уральские авиалинии» на август–сентябрь. В июле наблюдался профицит топлива, поэтому для перевозчика действовали скидки, но затем авиакомпания их лишилась, а мировые цены и индекс экспортной альтернативы взлетели вверх.

«При этом у других авиакомпаний в основном долгосрочные договоры. У «Аэрофлота» в контрактах предусмотрена формула цены, учитывающая цены на авиакеросин на внешнем рынке», – отметила Тамара Сафонова.

Не исключено даже возникновения кризисной ситуации на рынке нефтепродуктов. Эксперты считают, что произойдет это из-за «убийственного инвестиционного климата». Как утверждает гендиректор ЗАО «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев, нефтеперерабатывающая промышленность России еще справлялась, когда во время пандемии шел процесс регресса рынка нефтепродуктов.

«После регистрации вакцины от коронавируса и создания всех условий для роста промышленности нефтеперерабатывающая промышленность справляться перестала. Развития у нее нет по причине убийства инвестиционного климата, а потребность в развитии есть. Поэтому следует ожидать углубления кризиса на рынке нефтепродуктов. Цены на бензин и дизельное топливо местные и федеральные власти напрямую контролируют, авиакеросин контролируют меньше, в результате это и проявилось», – рассуждает Рустам Танкаев.

Кроме того, эксперт заметил, что в Росии ситуация на рынке нефтепродуктов стабильностью не обладает.

«С 1 января 2019 года налоговая нагрузка на нефтеперерабатывающую промышленность превысила разумные пределы. Сейчас все нефтеперерабатывающие заводы без исключения стали убыточны. Инвестиционный климат был безвозвратно ухудшен. Таким образом, все инвестиционные проекты в области нефтепереработки были закрыты, программы реконструкции НПЗ и строительства новых заводов умерли. В результате сложилась ситуация, при которой все, что связано с реконструкцией, – это уже завершение ранее начатого строительства. В прошлом месяце был запущен комплекс Евро+ на МНПЗ. Об этом рассказали все, но только специалисты обратили внимание на то, что никакого продолжения реконструкции московского НПЗ не предусмотрено. Это один из очень многих примеров», – заключил Рустам Танкаев.

Самые свежие материалы PRIMPRESS.RU - с прямой доставкой в Telegram
Вы отвечаете
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.

Комментариев к этой статье нет
Новости партнеров

Новости (Клуб потребителей)