1 ноября должны вступить в силу изменения в закон «Об особо охраняемых природных территориях (ООПТ) Приморского края», проект которого вызвал общественный резонанс. Председатель комитета по продовольственной политике и природопользованию ЗС ПК Евгений Зотов объяснил KONKURENT.RU, почему требования экологов запретить упразднение или переформатирование ООПТ зачастую входят в противоречие со здравым смыслом.
«Конечно, одним из самых острых вопросов был законопроект об особо охраняемых природных территориях (ООПТ), - говорит Евгений Зотов. - Было много негатива со стороны общественности. Тем не менее мы приняли правильный закон. Как он родился? Мы поддерживали хабаровских коллег в инициативе по регулированию ООПТ местного значения. И вот выясняем, что в Приморье отсутствует процедура упразднения ООПТ регионального значения, предусмотрено только создание. Несколько десятков объектов охраны в Приморье физически уже не существует, к примеру, обвалились пещеры. Давайте разрешим людям вести хозяйственную деятельность на такой территории. Между прочим, учли все предложения экологов, надзирающих органов, которые выслушали на многочисленных совещаниях. Вопрос об упразднении ООПТ решается не кем-либо единолично, а с привлечением общественности, отраслевых институтов, всевозможных экспертиз. Но мы предусмотрели и возможность восстановления объектов на ООПТ».
Депутат отмечает: практика не подтвердила доводы общественников о том, что закон готовится под определенные инвестиционные проекты, к примеру, под ВНХК, для каких-то бизнесменов. Возможно, когда закон заработает, он потребует корректировки.
«Любой крупный проект, который приходит на территорию Приморья, – это инфраструктура, рабочие места, налоги, развитие, - напоминает председатель комитета. - Сегодня «Михайловский бройлер» развалился, уволено 1,5 тыс. человек, осталась пара десятков охранников. Компания-арендатор ушла. А ведь люди, которые живут в поселке Заводском, тоже хотят жить, им надо кормить свои семьи. Общественник выходит из своей квартиры со всеми коммунальными удобствами и говорит: постройка нефтеперерабатывающего завода – это плохо. А то, что ТЭЦ во Владивостоке греет воду, которой вы моетесь под душем, вырабатывает электричество, — это хорошо? Как ни крути, даже пароходы, заходящие в Золотой Рог, загрязняют акваторию. Мы же не можем жить в пещерах. Вы только за экологию? Тогда почему вы пользуетесь благами цивилизации? Почему не думаете, что люди не только во Владивостоке живут? В Хасанском районе жители не испытывают особой радости от соседства с многочисленными заказниками и заповедниками. Раньше население Барабаша, Филипповки, Приморского, Нежино могло выйти свободно в лес, сейчас – отнюдь».
Согласно пункту 7 законопроекта, основаниями для изменения границ особо охраняемых природных территорий краевого значения являются: «исключение из состава особо охраняемой природной территории краевого значения части территории вследствие утраты ею особого природоохранного, научного, культурного, эстетического, рекреационного и оздоровительного значения природными комплексами и объектами, расположенными на этой территории, в целях охраны которых была образована особо охраняемая природная территория краевого значения; необходимость увеличения площади особо охраняемой природной территории краевого значения».
Пункт 8 позволяет упразднять ООПТ на следующих основаниях: «включение особо охраняемой природной территории краевого значения в состав особо охраняемой природной территории федерального значения; полное разрушение охраняемого природного комплекса или объекта в результате природного или антропогенного воздействия при невозможности их восстановления; утрата особого природоохранного, научного, культурного, эстетического, рекреационного и оздоровительного значения».